ЖК «Эгодом» в Москве
Олег Шапиро: «В районе проспекта Мира появилось правильное, строгое, композиционно выверенное сооружение—хорошая, визуально качественная архитектура. В ней все интересно: и пространственная композиция, и фасадное решение, и перебивка стеклом, и внутреннее пространство между двумя корпусами, и яркость и идентичность самого образа, и даже влияние на среду—разнообразное, но ничем не выдающееся окружение этот дом как минимум украсил».
Москва, Новоалексеевская ул., 22А
фото: Даниил Анненков, Михаил Розанов © «Сергей Скуратов Architects»
2012–2015
реализация:
2017–2018
25525 м²
площадь жилой части: 14420 м²
площадь помещений общественного назначения: 774 м²
Sergey Skuratov Architects
С. Скуратов, Н. Демидов, Д. Голышенкова, И. Ильин, В. Обвинцев, при участии А. Алендеева, С. Безверхего, О. Васюковой, А. Чалова
Участок на Новоалексеевской улице имеет форму сложного многоугольника, вписанного в разномастную существующую застройку. Новый жилой комплекс, состоящий из двух зданий, размещенных на едином двухуровневом стилобате, помог структурировать окружающее городское пространство и придать ему завершенный вид, в том числе благодаря появлению необходимой дополнительной высотной доминанты и использованию в отделке клинкерного кирпича, который перекликается с несколькими историческими зданиями этого в целом довольно безликого района.
Два объема «Эгодома» имеют одинаковую ширину, но отличаются друг от друга по длине и высоте: это утопленный вглубь участка 8-этажный корпус и 17-этажная «башня-донжон». Башня по вертикали рассечена на две почти равные половины прозрачным поясом, и с одного из ракурсов кажется, что верхняя часть резко развернута относительно нижней, что придает всему объему значительную динамику. Несмотря на двухчастность, дом воспринимается как единая скульптура, являясь зримым воплощением столь важной для Сергея Скуратова концепции мономатериальности.
Боковые фасады представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, за которыми блестит стеклянный витраж. Торцевые фасады, которые решены как основные, имеют более сложный ритм и соотношение массы стены с остекленными фрагментами.
Стилобат, занимающий практически всю площадь участка, использован для организации внутреннего двора, но двор решен не в виде привычной озелененной эксплуатируемой кровли, а утоплен относительно уровня улицы более чем на 3 метра, что позволило создать внутри сложный рельеф, переходы, террасы и особую геопластику. По периметру двор окружен кирпичной стеной, которая за счет переменной высоты и сквозных проемов не выглядит глухим ограждением, но все же четко зонирует внутреннее пространство, отделяя его от городского сквера и въезда в подземный паркинг дома.
Таким образом, «Эгодом»— во всех смыслах идеальное отражение своего названия: именно эго реагирует на физическое и социальное окружение и выстраивает с ним многоуровневую коммуникацию. А в данном случае в «эго» заложен индивидуальный характер не только дома, но и создавшего его архитектора.