ЖК «Кутузовский, 12» в Москве

Анализируя парадную столичную магистраль — квинтэссенцию средовой застройки в духе сталинского ампира, — архитекторы взяли за основу две ее характерные черты: повторяемость фасадных элементов и гипермасштаб в два этажа. Так появился дом с фасадом из 150 хрустальных колонн, в котором вместо традиционного пластического акцента — портика, балюстрады, барельефа, в конце концов — в темное время суток включается свет из всех 50-метровых «орудий».

расположение:

Москва, Кутузовский пр-т, 12

проектирование и реализация:

2016-2020

площадь участка:

0,36 га

общая площадь:

17,961 м2

этажность:

11

фото:

Илья Иванов

авторы проекта:
Цимайло Ляшенко и Партнеры

Александр Цимайло, Николай Ляшенко (руководители), Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов (главные архитекторы проекта), Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко (архитекторы), Ольга Насырова (генпланист)

производитель:
AGC

CrystalVision — моллированное стекло для хрустальных колонн; Planibel Crystalvision — для двухкамерных стеклопакетов

От клубного дома в подобном месте ожидаешь скорее очередных заигрываний с классикой. Однако Александр Цимайло и Николай Ляшенко снова доказали, что архитектурное взаимодействие с контекстом может приводить к абсолютно нетривиальным и даже остроумным решениям. По их собственным словам, они «создали современный дом из классических элементов», причем для «осовременивания» использовали, в первую очередь, фактически главную заповедь венецианской хартии: если делаешь восстанавливаешь недостающий фрагмент — не имитируй старый, пусть он будет героем своего времени.  В данном случае недостающий фрагмент — это само здание, возникшее на пустовавшем участке, и в то же время — колонна как часть дизайн-кода Кутузовского проспекта. Вместо того, чтобы пытаться ее — классическую, каменную, с капителью — «прилепить» к современному фасаду, как это слишком часто случается, архитекторы переосмыслили колонну как таковую, превратили камень в светящийся хрусталь, капители — в латунные кольца, а колоннаду — в фасадную сетку, перенося бесконечность из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Генеральный план
Генеральный план
Концепция
Концепция
Схема формообразования
Схема формообразования
Концепция фасада
Концепция фасада
Схема главного фасада
Схема главного фасада

При этом «хрустальные колонны» — не просто поэтичная фигура речи: колоннада выполнена из кварцевого стекла, получаемого выплавкой природного горного хрусталя. Такое же стекло используют при изготовлении линз маяков и других оптических приборов, которые требуют материалов высокой чистоты. Что опять же неслучайно: колонны из моллированного стекла с латунными полосками, которые дают аллюзию на каннелюры, — тоже своего рода сложные оптические приборы, так как встроенные отражатели защищают от некомфортного светового излучения жителей клубных квартир. И в то же время — обеспечивают мягкое золотистое свечение, мимо которого не пройдешь и не проедешь, несмотря на то, что здание отодвинуто вглубь проспекта.

Перед домом благоустроена небольшая зона с клумбами, уличными креслами и таким же ритмичным, как фасад, двухцветным мощением. Впрочем, главной гордостью прилегающей территории обещает стать «Сад четырех сезонов» на крыше паркинга: растения в нем подобраны так, чтобы в течение года хотя бы часть из них зеленели или цвели.

Центральная тема поддержана и в дизайне двусветного лобби высотой 9 метров: колоннам вторят вертикальные панно и потолок из латунных трубок-светильников.

План типового этажа
План типового этажа

И даже если днем может показаться, что стеклянные «трубки», пронизывающие дом, слишком уж симметричны и однообразны, вечерняя магия светящегося драгоценного хрусталя рассеивает это впечатление как ненужное наваждение прошлого, напоминая, что на дворе XXI век, с его фантастической технологичностью, забывшими всякий ордер небоскребами, со стеклянными домами, легко взлетающими над кирпичными историческими зданиями и как будто фиксирующими тем самым свою устремленность в будущее, — и игнорировать это уже невозможно.

читать на тему: