ЖК LOGOS в Москве
Одновременно интересными и непростыми проектами для архитекторов выступают те, которые необходимо деликатно интегрировать в сложившийся морфотип территории. Одним из любопытных примеров можно назвать дом Logos. Архитекторы проекта – бюро APEX – разработали фасад из радиусного просечного алюминиевого листа, напоминающий стопки серебряных монет и отсылающий к расположенному рядом Монетному двору, а запланированная внутренняя подсветка колонн придаст всему зданию дополнительную воздушность и создаст иллюзию парения дома над окружением.
Москва, Подольское шоссе, 3
2021-2022
реализация:
2022—н.в.
18 699,3 м2
площадь застройки:
1685,5 м2
этажность:
13 + 2 уровня подземного паркинга
площадь апартаментов:
от 24 до 141 м2, 86 вариантов планировочных решений
Помимо чередующихся серебряных полуколонн из гнутого алюминия, динамику фасадам придают размещенные в шахматном порядке французские балконы из того же материала. «Любой архитектор, приступающий к проектированию, всегда думает о духе места, и нам в этом смысле очень повезло, потому что новый проект со всех сторон окружен действительно историческими памятниками», — рассказывает Сергей Сенкевич, главный архитектор бюро APEX.
Таким образом, задачей архитекторов было максимально вписать новое здание в ансамбль площади, поддержав вертикальный ритм Монетного двора и перспективу Подольского шоссе. «Все окна имеют максимально возможный размер и ориентированы либо на центр города, либо на площадь Серпуховской заставы, которая лично мне напоминает площадь Звезды в Париже, где расположена Триумфальная арка», — объясняет Сергей.
«Размышляя над образом здания, я перебирала много вариантов и материалов, — вспоминает, в свою очередь, архитектор APEX Елена Струговец. — В макетной мастерской лежали монеты, я машинально взяла их, сложила стопкой и мне сразу показалось, что это может послужить каким-то объемным элементом на здании. В нашем случае это простенок — те монеты, которые выступали из общей колонны, стали прообразом балконов. После этого видение будущего дома четко сложилось, и мы принялись отрабатывать детали».
По ее словам, когда на площадке много ограничений — это всегда вызов и увлекательная задача: «Ограничения помогли нам разнообразить пластику фасада — за счет разных выносов балконов получилось сделать элегантную растяжку, интересные и многогранные перспективные раскрытия», — добавляет Елена. «С одной стороны, где граница максимальна, у нас более плоский фасад; там, где была возможность выдвинуть какие-то элементы побольше, мы это сделали, тем самым получив разнообразные плоскости. В итоге естественным путем образовалась пластика», — поясняет она. Более того, Подольское шоссе располагает достаточно узкой тротуарной зоной, и в результате входную группу в здание сделали в уютной нише, которая укроет от непогоды. Козырек в виде монеты и панорамное остекление дополняют образ и идейно собирают его воедино.
«Я поняла, что здание должно быть светлым, легким, и материал тоже должен быть проницаемым, прозрачным. Вот поэтому мне сразу подумалось — может быть, это будет металл? И как только я подумала о металле, пришла в голову перфорация», — говорит архитектор.
Фасады во дворе выполнены полностью из стекла неслучайно — эффект переотражения плоскостей визуально расширяет ограниченное пространство. Обилие света наполняет его особой атмосферой, дарящей ощущение простора и вдохновения. А П-образная композиция дома позволила сформировать уютный и безопасный двор-патио, где жители и гости смогут проводить время в более камерной обстановке, защищенной от городской суеты.
Тем не менее, новый дом практически можно просмотреть насквозь. Панорамные окна в пол наполняют вход в здание и холлы светом и воздухом. «Мы сделали двухсветное лобби максимально прозрачным и видимым с улицы, — комментирует Сергей Сенкевич. — Если вы стоите на Подольском шоссе, вы видите все лобби на просвет. Ни стена, ни стойки ресепшен не помешают вам увидеть внутренний двор». Внутри лобби потоки жильцов распределяются ровно пополам: если вы живете в левой части дома, вы идете в левую часть лобби, где находятся два лифта, поднимающих вас со 2 по 13 этаж. Если вы живете в правой, соответственно, вы идете в правую часть.
Функционально дом носит подчеркнуто «клубный» характер. Здесь спроектированы коворкинг, кинотеатр, тренажерный зал, пространство для киберспорта и библиотека. Центром комьюнити станет гостиная с камином. А на крыше оборудуют двухуровневую террасу площадью порядка 500 м2. «На крыше расположатся зоны барбекю, водные глади, уютные, уединенные места для отдыха и санузлы, — рассказывает Елена Струговец. — Все технические перепады и выходы на кровлю мы обыгрывали дизайном и придавали функциональное назначение каждому квадратному метру». Ну, а ограничения, как водится, сыграли на руку: «Оборудование, неравномерно расположенное на кровле, дало нам возможность живописными линиями закрыть его и получить еще более уединенное и тихое пространство».
В целом, глядя на архитектуру LOGOS, сложно не вспомнить дом бюро SVESMI в ЖК «ЗИЛАРТ». Да и советском домостроении были подобные эксперименты с пластикой балконов — в Москве как минимум. Но в описываемых случаях ограждения намеренно делаются из того же материала, что и фасад, превращая здание почти в монолитную скульптурную форму. Здесь же балконы стремятся скорее отделиться от основы, и есть будто бы два диаметра стопок монет: поменьше, которые в простенках, и побольше, вставленные между аккуратных квадратиков окон. При включенной подсветке те, что побольше, словно растворяются, и здание обретает иной силуэт. И пожалуй эту опцию менять акцентные очертания тоже можно зачесть как попытку органично вписаться в сложившуюся среду.
Посмотрим, как получится в реальности.