Фрагмент экспозиции «Общественная архитектура — будущее Европы» © ГНИМА им. А. В. Щусева

Общественная архитектура. Заветы Европы

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка «Общественная архитектура — будущее Европы», суммирующая современный опыт создания и концептуального проектирования общественных пространств и объектов в городе и природном ландшафте. Выставка работает до 10 мая.

Организатором экспозиции является Европейский культурный центр (ЕКЦ), а точнее — его итальянское подразделение. Оно же отвечает за проведение таких культурных событий, как постоянная выставка Time Space Existence в рамках архитектурной венецианской биеннале, и уже одно это априори придает экспозиции веса и авторитетности.

Оказываясь в залах анфилады музея, понимаешь, что контент выставки вовсе не уникален — здесь нет ничего, что нельзя было бы найти в сети (более того, скудные экспликации к проектам прямо-таки заставляют обращаться к гуглу за более развернутой информацией). Тут важно, скорее, одновременное существование этих планшетов, макетов, инсталляций и видео-проекций в одном пространстве, в одном смысловом поле. По словам куратора Валерии Романьини, со-руководителя итальянского подразделения ЕКЦ, она хотела собрать максимально разнообразные проекты, чтобы представить срез общественной архитектуры Европы нашего времени, формирующей в какой-то мере ее будущее. Главное послание выставки: общественные пространства и здания в идеале — не столько про утилитарный комфорт и эстетику, сколько про объединение людей вокруг общих смыслов и ценностей, выраженных средствами архитектуры. Как этого добиться? Посмотрим, какие ответы дают проекты участников выставки.

Директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева и куратор Валерия Романьини на открытии выставки «Общественная архитектура — будущее Европы» (вторая и третья слева) © ГНИМА им. А. В. Щусева
Директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева и куратор Валерия Романьини на открытии выставки «Общественная архитектура — будущее Европы» (вторая и третья слева) © ГНИМА им. А. В. Щусева

Смени угол зрения

В экспозиции есть сразу два любопытных примера работы с главными городскими площадями, и оба они из стран бывшего социалистического блока — Болгарии и Албании. Главная площадь, особенно в столице, при социализме была местом проведения важных государственных мероприятий — торжеств, демонстраций и парадов. Как правило, она была элементом монументального ансамбля, подавлявшего личность и отрицавшего любое альтернативное использование — в качестве места отдыха и непринужденного общения, например. С переходом в новую демократическую реальность эти площади становились эмоционально мертвыми пространствами, отягощенными грузом неприятных ассоциаций, иногда — транзитными зонами. Что будет, если взглянуть на это пространство иначе?

В Тиране площадь Скандербега в 2017 году была реконструирована по проекту бельгийского бюро 51N4E в сотрудничестве с местным художником Анри Сала, бельгийским бюро Plant en Houtgoed и бюро iRI. В прошлом году проект попал в число финалистов премии Миса ван дер Роэ и представлен на выставке очаровательной зарисовкой в рамках видео-инсталляции Фонда Миса ван дер Роэ.

При сохранении открытого пространства, редкого в скученной застройке Тираны, архитекторы хотели изменить масштаб и привнести толику интимности, которая в принципе была невозможна на главной площади при диктаторском режиме. Чтобы решить первую задачу, архитекторы предложили изменить рельеф центральной части площади таким образом, чтобы она имела форму пирамиды с очень пологими гранями. Перепад высоты между центром и краями площади — два метра, что позволяет человеку, находящемуся на вершине пирамиды, буквально смотреть на окружающие его здания под другим углом. Зритель теперь на равных с некогда довлевшим парадным ансамблем. Вторая задача решена за счет «пояса» деревьев и небольших павильонов по краям площади, которые создают тень и возможность различных сценариев использования этого пространства.

Второй проект — из Софии. Над центральной площадью Независимости, окруженной неоклассическими административными зданиями, витает дух недавнего тоталитарного прошлого. Несколько лет назад во время подземного строительства метро в этом центральном районе, в древности называвшемся Сердикой, был обнаружен масштабный археологический памятник эпохи римских императоров Галерия и Константина Великого. Архитектурное бюро Baar-Baarenfels Architects из Австрии предложило накрыть археологическую находку тремя стеклянными куполами. Таким образом удалось не только защитить археологическую находку и позволить пешеходам обозревать ее с уровня площади, но и создать под светопрозрачной конструкцией общедоступное пространство для осмотра древностей и проведения выставок. По словам руководителя бюро, Йоханнеса Баар-Бааренфельса, они выбрали стекло обычного цвета (чтобы с близкого расстояния было хорошо видно далекое прошлое), но с отражательной способностью 33% (чтобы в остеклении отражалась недавняя история, воплощенная в зданиях сталинской эпохи). Если смотреть на купольные конструкции издалека, появляется некая эфемерная картинка, искаженная благодаря криволинейной поверхности остекления. То есть архитекторы как бы предлагают свой комментарий исторического процесса: здания — и политические режимы — хоть и кажутся неколебимыми, на деле не выдерживают испытания временем.

Древняя Сердика © Baar-Baarenfels Architects
Древняя Сердика © Baar-Baarenfels Architects
Древняя Сердика © Baar-Baarenfels Architects
Древняя Сердика © Baar-Baarenfels Architects

Используй то, что есть

Подход «РЕ» звучал на выставке несколько раз, и особенно необчным, даже можно сказать радикальным — по крайней мере, по российским меркам, — нам показалась реконструкция складского здания в бывшей промзоне в удаленном районе Базеля в детскую начальную школу по проекту швейцарского бюро IttenBrechbühl Basel. Базель — небольшой город с населением около 170 тыс. человек, находящийся на границе с Германией и Францией. Он регулярно выходит в десятку городов с самым высоким уровнем жизни, здесь располагаются офисы крупных международных компаний, государственные и культурные учреждения. Городу необходимо развиваться и расти, но возможности территориального роста ограничены государственными границами. Именно поэтому на оставшиеся неразвитые районы в черте города — такие, как Люсбюхель, где располагается упомянутая выше промзона, — возлагаются особые надежды. Здесь предстоит макисмально эффективно использовать пространство, поддерживая высокое качество жизни. В Люсбюхеле, например, на территории 12 га планируется создание 3000 рабочих мест, строительство жилья для почти 2000 жителей и начальной школы с детским садом. В своем проекте реконструкции архитекторы предлагают оставить несущую конструкцию складского здания, надстроив двумя этажами, застеклить ее панорамными окнами, а по периметру возвести галереи, которые будут играть роль рекреационных площадок и своего рода «сцены», где разворачивается школьная жизнь. На кровле будет организована еще одна рекреационная зона. Школа будет также работать как районный центр и общественное пространство. 

Проект начальной школы в Люсбюхеле © IttenBrechbühl Basel
Проект начальной школы в Люсбюхеле © IttenBrechbühl Basel
Фрагмент экспозиции «Общественная архитектура — будущее Европы» © ГНИМА им. А. В. Щусева
Фрагмент экспозиции «Общественная архитектура — будущее Европы» © ГНИМА им. А. В. Щусева

Исследуй мнения пользователей

Американское бюро APT Architecture, девиз которого звучит как «Мы строим сообщества» (We build communities), проектирует много образовательных учреждений и библиотек в районах с нехваткой социальной инфраструктуры, которые становятся местами концентрации общественной жизни. Самый известный пример — библиотека Mariners Harbour Branch Library в округе Статен-Айленд в Нью-Йорке. Опыт создания общественных объектов зародил в архитекторах желание узнать, как воспринимают их конечные пользователи. Так появился исследовательский проект Shaping Public Space (SPS) — серия опросов людей, облеченных в форму экспозиционных проектов. SPS 1 был организован в рамках параллельной программы Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году. Посетителей просили оставить письменные ответы на три вопроса:

  • Что такое общественное пространство? (популярные ответы: чувство открытости; сопричастность и уважение; возможность взаимодействия, общения или размышления; опыт коллективного духа и тела, когда исчезают отношения собственности и чувствуется свобода);
  • Какое оно, общественное пространство? (бесплатное, инклюзивное и доступное, дающее чувство свободы как индивидуальной, так и общественной)
  • Какое ваше любимое общественное пространство? (природа, парки и открытые уличные пространства; библиотеки и музеи; места для медитации и молитвы; интернет).

 

Инсталляция, созданная для SPS 1 © APT Architecture

Спустя два года проект SPS вновь стал частью Венецианской биеннале. На этот раз архитекторы, осмыслив результаты первого опроса, пожелали узнать, как в понимании людей с общественными пространствами связаны такие концепции как «память», «восприятие» и «причастность». Вопросы звучали так:

  • Как память влияет на ваше восприятие общественного пространства?
  • Как общественное пространство может создать ощущение причастности?
  • Чем виртуальное пространство привлекательнее физического?

Слайд из материалов к SPS 2 © APT Architecture

Пока архитекторы переваривают результаты SPS 2, на выставке в Москве они организовали SPS 3, предложив посетителям поразмышлять и написать, какое их любимое общественное пространство, какое самое сильное воспоминание об общественном пространстве и как они представляют себе общественное пространство будущего.

Что дают эти опросы? Для архитекторов, очевидно, это возможность в хоре мнений услышать какую-то общую мелодию, понять, в каких пространствах людям хорошо быть вместе. А для респондентов — это приглашение на секунду задуматься на неочевидную тему, прислушаться к себе и вдруг понять, что, например, самое сильное воспоминание об общественных пространствах — это гуляния по Москве в окружении Росгвардии или стояние в очереди на Серова.

Ландшафт — это святое 

На выставке есть несколько похожих проектов смотровых площадок — от норвежcкого бюро 3RW arkitekter, испанцев Carlos Seoane Arquitectura и исландцев Sei Studio. Их объединяет не только типология, но и стремление сделать переживание красоты природы острее при бережном отношении к ландшафту. Архитекторы стараются либо минимизировать ущерб от вмешательства архитектуры, как в проекте видовой платформы на старейшем горном хребте Исландии, либо компенсировать разрушительное воздействие на ландшафт туристических потоков, как в проекте смотровой площадки рядом с маяком на самом краю мыса Эстака-де-Барес, самой северной точки Пиренейского полуострова. В свою очередь, проект 3RW arkitekter работает на привлечение туристов и является частью возрождения Национальных туристических дорог Норвегии, некогда пришедших в упадок в связи с прокладкой скоростных дорог и туннелей.

Смотровая площадка Эрнесвинген в Норвегии © 3RW arkitekter
Смотровая площадка Эрнесвинген в Норвегии © 3RW arkitekter
Смотровая площадка на мысе Эстака-де-Барес в Испании © Héctor Santos-Diez
Смотровая площадка на мысе Эстака-де-Барес в Испании © Héctor Santos-Diez
Проект смотровой платформы на горе Болафьядль в Исландии © Sei Studio
Проект смотровой платформы на горе Болафьядль в Исландии © Sei Studio

Цени память места

Может ли пустующая бетонная площадка быть самым охраняемым и любимым местом жителей города? Да, если их в коллективной памяти с этим местом связаны важные воспоминания. Об этом повествует проект Chalet in Action из города Слима на Мальте, одна из самых эмоционально ярких историй, показанных на выставке.

Chalet — это та самая бетонная площадка на берегу моря, на которой когда-то была железобетонная платформа на высоких опорах с небольшим павильоном, построенная в 1926 году. В течение почти сорока лет Шале было местом встреч и залом для танцев. В годы Второй мировой войны в него попала бомба, потом его восстановили, но вскоре признали конструкцию небезопасной и закрыли к ней доступ. В 2006 году постройку вообще снесли. Сегодня даже в своем запущенном состоянии Шале (а точнее то, что от него осталось) — одна из главных достопримечательностей города и упорно борется против захвата коммерческими организациями, которые уже застроили всю набережную Слимы. Это сопростивление возможно благодаря горожанам, считающим, что Шале как часть истории города и их жизни по праву принадлежит им. Местное бюро NIDUM и австрийская междисциплинарная студия transparadiso возглавили процесс артикуляции жителями города их надежд и желаний, связанных с этим местом.

По словам архитекторов, сегодня Шале — это площадка для созерцания. Она лишена искуственно навязанной программы, позволяющей кому-либо в отдельности присвоить ее. На выставке в Музее архитектуры свои личные истории о Шале рассказывают жители Слимы: их выступления записаны на видео и на карточках, которые образуют что-то вроде матрицы на стене. Многие из них молоды и не застали Шале в годы расцвета, однако оно дорого им в том числе потому, что о нем рассказывали родители или бабушки и дедушки, и борясь против его коммерческой застройки, они сохраняют память места. Архитекторы NIDUM и transparadiso пишут, что это поистине общественное пространство, потому что здесь ведется свободный диалог, не сдерживаемый политическими, экономическими и какими-то иными факторами.

Фрагмент экспозиции «Общественная архитектура — будущее Европы». Chalet in Action (NIDUM, transparadiso) © ГНИМА им. А. В. Щусева

 

Шале в Слиме до разрушения / timesofmalta.com

Это лишь часть проектов, представленных на выставке (всего их около 40), но в них, как нам кажется, конденсируются важные идеи, своего рода заветы архитекторам от архитекторов, как работать с общественной архитектурой. Вдруг подумалось, что если бы кто-то решил сделать выставку «Общественная архитектура — будущее России» с той позиции, что общественные пространства и здания не в последнюю очередь служат объединению людей вокруг общих ценностей, то могло бы получиться интересное полотно. В конце концов, общественная архитектура много говорит об архитектуре общества — о пропорциях частного и целого, о конструкции принятия решений, о фундаменте и опорах, на которых общество стоит. И вот оппозиция, вокруг которой можно построить нарратив: «В России архитектура часто льстит обществу насчет того, как все на самом деле устроено, и в конечном счете с головой выдает сама себя» vs «Архитектура в России стоит в авангарде изменений в жизни общества». Здорово было бы увидеть что-то подобное в анфиладе дома Талызиных.

Материал подготовила Ася Белоусова