Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в Царицыно

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» показывает эволюцию двух техник обработки стекла в нашей стране: его становление в конце 1940-х годов, расцвет, пришедшийся на 1960–80-е годы, и дальнейшее развитие. На выставке показаны  образцы, получившие в свое время высшую оценку экспертных комиссий, на основе которых впоследствии налаживался малотиражный или массовый выпуск. Представлены также уникальные авторские произведения, многие из которых были отмечены наградами и премиями.

расположение:

Москва, ГМЗ «Царицыно», Хлебный дом, ул. Дольская, 1с4

фото: Даниил Анненков

проектирование:

2022

реализация: 2023

площадь:

500 м2

авторы проекта:

Майя Фролова

кураторы проекта: Александра Герасимова, Елена Карасёва, Светлана Парчак

координаторы проекта: Елена Аракелян, Алина Ильина

хранители экспозиции: Наталья Епифанова, Елена Колючкина

световое оформление: Мария Горохводацкая, Галина Жирицкая, Станислава Котляр, Влад Обласов, Николай Потапов

производитель:
Arlight

освещение

Описание от автора проекта:

На первый взгляд тема выставки не показалась захватывающей: советское стекло у большинства ассоциировалось исключительно с «бабушкиными» коллекциями рюмок, которые были одни и те же практически в каждой квартире. Но когда мы начали работать над выставкой, изучая каждый отобранный для нее предмет, отношение к советскому художественному стеклу как к произведению искусства полностью изменилось.

На сегодняшний день из всех заводов, представленных на выставке, свою работу продолжает только один из них. Поэтому задачей стало максимально раскрыть искусство гравировки и гранения стекла, показать, какую невероятную сферу деятельности мы чуть не утратили, и насколько уникальными были изделия прошлого века, когда эта отрасль пребывала в расцвете.

Основным пожеланием от музея было спроектировать пространство без застройки сплошными стенами по периметру выставочных залов. Так как главные приемы оформления пространства были взяты из геометрии самих предметов, то все элементы застройки приобрели закруглённые формы: скругленные стены, витрины, арочные ниши.

Экспозиция с белыми лайтбоксами подсвечена светодиодной лентой RZ, которая предназначена для освещения витрин: специальная форма платы в виде волны позволяет изгибать ленту на плоскости. Кроме того, в ней очень высокая цветопередача (CRI больше 95), которая особенно важна в выставочных пространствах и позволяет избежать искажения цвета экспонатов.
Экспозиция с белыми лайтбоксами подсвечена светодиодной лентой RZ, которая предназначена для освещения витрин: специальная форма платы в виде волны позволяет изгибать ленту на плоскости. Кроме того, в ней очень высокая цветопередача (CRI больше 95), которая особенно важна в выставочных пространствах и позволяет избежать искажения цвета экспонатов.

Большое количество экспонатов, позволило выстроить для них витрины, закрывающие стены, как и требовалось. Для знаковых предметов в каждом зале была размещена отдельная небольшая витрина по центру.

Так как многие экспонаты бесцветные, и в целом на выставке представлены работы с достаточно тонкими, некрупными деталями, было важно не перегрузить пространство выставочным оборудованием и вынести предметы на первый план. Поэтому для всей застройки был выбран молочно-белый оттенок.

Для выставления индивидуального уровня освещенности экспонатов используются диммеры VT-S74 Arlight.
Для выставления индивидуального уровня освещенности экспонатов используются диммеры VT-S74 Arlight.

Пространство дополнено перегородками контрастного темно-коричневого цвета — каркас выполнен из металла, с лицевой стороны на него натянута белая полупрозрачная ткань в тон витринам. На этих же перегородках на отдельных полотнах ткани размещены экспликации, что позволило собрать каждый зал в единую композицию и сфокусировать все внимание посетителя на экспонатах.

В узких нишах и в части витрин, где нет возможности разместить широкую ленту, используется светодиодная лента MICROLED. Шириной она всего 4мм, зато с эффективностью более 100 лм/Вт.
В узких нишах и в части витрин, где нет возможности разместить широкую ленту, используется светодиодная лента MICROLED. Шириной она всего 4мм, зато с эффективностью более 100 лм/Вт.

Стекло — капризный материал, требующий качественного освещения, подчеркивающего каждую деталь. Для работы со светом была приглашена команда дизайнеров из Poisson spot — Мария Горохводацкая, Влад Обласов и Станислава Котляр. Чтобы подобрать особое освещение для каждого предмета, команда светодизайнеров несколько раз ездила в хранилища музея, тестируя свет. Были выбраны следующие варианты подсветки: фоновая из стенки-лайтбокса, свет, бьющий лучом сверху, или комбинация этих двух подходов.

Общее освещение зала было решено разместить на верхней части перегородок — там используется светодиодная лента Arlight, помещенная в круглый профиль черного цвета серии Round. Профиль крепится на всю длину радиуса перегородки и совместно с опаловым экраном позволяет создать контурное освещение, а минимальный диаметр всего 10 мм. экономит пространство.

Выставка будет идти до 25 августа 2024 года в Хлебном доме государственного музея-заповедника «Царицыно».

Реклама, 2RanymeVvNU

читать на тему: