Магда Чихонь, партнер-основатель бюро Blank Architects

Магда Чихонь: «Настало время осознанной архитектуры»

Интервью с партнером Blank Architects — бюро, созданного польскими архитекторами в России, — о мужском и женском взгляде на архитектуру, о том, как компания выстраивает работу в новых условиях и в чем видит перспективы и риски архитектуры постковидной эпохи.

Проект Россия: Магда, расскажите, пожалуйста, с чего началась история Blank Architects и как у польских архитекторов появилась идея основать бюро именно в России? 

Магда Чихонь: Как и у многих бюро, начало нашей истории — это вопрос счастливого случая. Мы познакомились с партнерами уже в России и... смогли сработаться. В нас было очень много романтики в отношении архитектуры, мы мыслили творчеством — и при этом в одном направлении. Начав работать над совместным проектом для одного заказчика, мы увидели друг в друге сильных и трудолюбивых людей с горящими глазами, и работа день и ночь доставляла нам удовольствие. Почему именно в России? Нам здесь очень нравилось. В то время, когда мы начинали — а это 2002-2003 годы, — проекты в России были очень масштабными и строились гораздо быстрее, чем в Европе. Мы тогда много работали над торговыми центрами в формате big box, московский рынок как раз открылся для иностранных инвесторов, для которых было привычно развитие инфраструктуры и среды на горизонтальном уровне. Кроме того, мы увидели, что в стране есть большая творческая свобода и потенциал: высокая скорость развития строительной отрасли в России дала большое преимущество рынку на мировом уровне. Мы быстро начали чувствовать себя как дома и стремились при этом внедрить наш европейский опыт в российские проекты.  

ПР: Какими были первые проекты бюро в России? 

МЧ: Одним из первых наших проектов, реализованных в Москве, стал торговый центр «Тройка» на Верхней Красносельской улице. Объект был построен в 2008 году и отличался нестандартными для того времени решениями: большие светлые галереи, воздушные интерьеры, а кроме того, ТЦ «Тройка» стал первым в российской столице торговым объектом с медиафасадом — интегрировать эту инновацию было интересно, но непросто, поскольку тогда на городском уровне не были предусмотрены четкие нормативы, которые регламентируют работу технологии. 

Сейчас, конечно, функционал и типология наших проектов расширились: мы по-прежнему любим и проектируем торговые центры, но много внимания уделяем работе над многофункциональными комплексами, участвуем в разработке жилых проектов и также обширно применяем собственную экспертизу в дизайне интерьеров — как магазинов и бутиков, так и даже станций метро. 

Концепция станции метро «Ржевская» от Blank Architects (конкурсный проект, 1 место)
Концепция станции метро «Ржевская» от Blank Architects (конкурсный проект, 1 место)

ПР: На ваш взгляд, есть ли какие-то отличия в мужском и женском взгляде профессионалов на архитектуру? В работе с заказчиками и командой?

МЧ: Для меня тяжело найти какие-то различия — это, скорее, стереотип о том, что женский подход более эмоциональный, мужской — рациональный. Архитектор должен оставаться архитектором вне зависимости от пола. На каждого специалиста бюро я смотрю прежде всего с точки зрения профессиональных навыков: в нашем бюро ценится комплексный подход к архитектуре. Важны как рациональность и опыт, так и концептуальность и креативность. У нас атмосфера сотрудничества построена так, что выдвигать новые нестандартные идеи в работе над проектами может каждый — и начинающий архитектор, и профессионал со стажем — и мы стараемся относиться к ним с вниманием. 

Как опытный архитектор, я могу сказать, что когда 10-15-20 лет работаешь над проектами, у тебя появляется волшебная возможность оценить верность и актуальность собственных проектных решений, посмотреть на то, как менялся твой стиль, даже принять участие в реновации собственных проектов.  

ПР: Какие тенденции в архитектуре, на ваш взгляд, будут развиваться в постковидную эпоху — как для общественных зданий, так и для жилых?

МЧ: Архитектура будет становиться все более осознанной и гибкой. Сегодня в проектах важно не просто добиться эстетики внешнего вида, но и хорошо расставить приоритеты разных функций, чтобы сформировать комфортное и безопасное пространство. Об этом, в частности, много говорили на WAF Virtuals: в прошлом году фестиваль прошел в непривычном онлайн-формате, но это позволило архитекторам со всего мира обменяться опытом переживания пандемии. Один из главных обсуждаемых трендов — возможность для быстрой трансформации зданий и интерьеров: последний год показал нам, как важно уметь быстро переформатировать все для достижения наилучшего результата. В лобби жилых комплексов проектируются коворкинги и общественные пространства для жителей, общественные здания в центре мировых столиц могут быть переформатированы в жилые, магазины переходят в онлайн, и их место на торговых улицах занимают шоурумы. Все это очень интересно и дает нам поле для применения нестандартных решений по реновации существующих зданий и помещений. 

Нельзя забывать о важности роли сообщества в архитектуре — необходимо предусматривать в проектах зоны для комфортного взаимодействия людей. Очень удачно этот опыт можно применить в новых постковидных офисах: штаб-квартиры крупнейших компаний переформатируются в общественные центры для взаимодействия команд, для творческого процесса. Классические же офисы в будущем могут занять малые креативные бизнесы — а это значит, что их нужно перепланировать под работу малых компаний в концепции шеринга. Также растет роль долговечности — как в выборе архитектурного стиля, так и материалов проекта: они должны быть удобными и легкими в эксплуатации, не менять своих свойств из-за дезинфекции. Защищенность, открытость, качество, контакт и комфорт — наверно, эти слова наиболее точно характеризуют тренды архитектуры ближайшего будущего. 

Пространство концепт-брендов Trend Island в Москве
Пространство концепт-брендов Trend Island в Москве

ПР: Один из самых актуальных вопросов сейчас для многих бизнесов — как лично вы пережили пандемию? Особенно интересно, как выстраивалась работа архитектурных бюро в условиях онлайна?

Пандемия, разумеется, очень серьезно повлияла на нашу работу. В начале 2020 года мы были вдохновлены: у бюро был обеспечен большой объем работы над интересными проектами, которых мы долго ждали. Переформатироваться было сложно: пандемия стала угрозой прежде всего для духа команд. Но в конце 2020 года я объявила сотрудникам, что для меня этот год стал годом людей: мы очень сильно сплотились, несмотря на сложные условия. Могу сказать, что я вообще люблю кризисы: это трудности и стресс, но каждый кризис дает нам толчок к развитию. 

Все остальное было делом техники: при переходе в онлайн-среду нужно было быстро освоить инструменты виртуальной работы и взаимодействия с заказчиками — вплоть до того, чтобы осуществлять авторский надзор за проектами через камеру в телефоне. В нашей команде также много иностранцев, которые из-за закрытых границ оказались в иных часовых поясах и условиях ограничений — но в конечном итоге такая ситуация позволила нам создать проектные ячейки в разных странах. Переход в онлайн дал и возможность вернуться к сотрудникам, которые в свое время покинули команду из-за переезда, — и получить новый бесценный опыт. Мы поддерживали друг друга весь год и вновь подтвердили тезис о важности личного контакта, вне зависимости от его формы: приглашали коучей для работы с сотрудниками и их психологической поддержки в условиях изоляции, укрепили отношения внутри команд. 

По итогам 2020 года мы приняли решение о дальнейшей работе в формате гибридного офиса: часть сотрудников остается с нами онлайн, часть выходит в привычные офисные условия. Могу сказать, что первые попытки были успешными, и мы продолжим двигаться в данном направлении, как и многие другие бизнесы.  

ПР: Над какими проектами вы работали в 2020 году и работаете сейчас?

МЧ: В 2020 году мы спроектировали ряд знаковых для бюро объектов с необычной архитектурой и дизайном. Наша работа не останавливалась: мы продолжали участвовать в архитектурных конкурсах, тендерах, а также развили собственные компетенции внутри команды, сформировав несколько новых департаментов: предметного дизайна, малых креативных проектов, визуализации. 

Один из наиболее знаковых для нас проектов в 2020 году — многофункциональный комплекс GEOLOG компании Hutton Development на улице Обручева (в этом году проект был номинирован на премию Москвы — прим. ред.): очень интересный МФК, который станет одной из доминант района за счет высоких видовых характеристик и запоминающейся архитектуры. Его фасады построены по принципу «тектонических сдвигов».

Также активная работа продолжалась над архитектурой и интерьерами торговых центров: наша работа не заканчивается на согласовании и передаче проектной документации заказчику, мы продолжаем осуществлять авторский надзор за реализацией строительства. Среди наших строящихся сейчас проектов — торговый центр «Чкалов» в центре Москвы, где мы разработали концепцию интерьеров, ТЦ «Небо» в Солнцево, на котором уже завершились монолитные работы. В 2020 году часть наших объектов также была введена в эксплуатацию — это, к примеру, ТЦ Baltia Mall в Калининграде, первая фаза МФК Brosko Mall в Хабаровске, фудмаркет E.Story в Екатеринбурге и другие. И, конечно, мы продолжаем взаимодействие с метрополитеном Москвы: сейчас идет строительство станции метро «Рижская» Большой кольцевой линии, для которой мы разработали дизайн и одержали победу в конкурсе. 

Многофункциональный комплекс GEOLOG на улице Обручева
Многофункциональный комплекс GEOLOG на улице Обручева
многофункциональный комплекс GEOLOG  на улице Обручева
многофункциональный комплекс GEOLOG на улице Обручева

ПР: Как изменился подход в работе заказчиков за последний год?

МЧ: Бизнес во время пандемии стал гораздо более жестким и тяжелым. Разумеется, ряд проектов были отложены или пересмотрены: застройщики столкнулись с тем, что из-за массового перехода на удаленную работу необходимо было менять форматы, к примеру, офисных зданий, пересматривать функции в объектах, а иногда и сразу проектировать решения для безопасности пользователей с учетом новых условий жизни. Некоторые заказчики, как мы отмечаем, напротив, увидели в текущей ситуации новые возможности — и пересмотрели свои планы в позитивном ключе. 

Для меня лично этот год стал прежде всего годом обучения — как в работе с клиентами, так и во взаимодействии с командой. Но что видно уже сейчас — и это скорее тренд последних нескольких лет, — бизнес становится более осознанным: заказчики стали уделять гораздо больше внимания роли архитектора в проекте, прислушиваться к мнению профессионалов, скрупулезно оценивать предложенные решения. Это позволяет нам как архитекторам применять больше собственной экспертизы и действительно влиять на формирование городской среды за счет своей работы.  

ПР: Каковы сегодня планы бюро — на чем планируете сосредоточиться в работе?

МЧ: Одна из главных задач сегодня — опробовать и настроить работу гибридного офиса, повысить скорость самообучения и развития наших команд, сделать акцент на обмене опытом и развитии креативности. Также мы развиваем мини-филиалы бюро в других странах.

И, конечно, мы не планируем останавливаться на работе в каком-то одном сегменте недвижимости: архитектура нам интересна сама по себе вне зависимости от функций объекта, поэтому развивать проекты мы продолжим как в сфере коммерческой недвижимости, так и общественных и жилых зданий. 

Интерьеры ТЦ «ВБ Арена» в Москве, созданного при реконструкции стадиона «Динамо»
Интерьеры ТЦ «ВБ Арена» в Москве, созданного при реконструкции стадиона «Динамо»
читать на тему: