Все фото после реконструкции: Даниил Шведов

Опыт архитектора: как возродить жизнь в здании школы после трагедии?

11 мая 2021 в школе 175 города Казани произошла трагедия: в результате вооруженного нападения погибло 9 человек - 2 взрослых и 7 учеников. Республика Татарстан, город, коллектив школы столкнулись с вызовом: что делать со зданием в такой ситуации? Психологи МЧС России рекомендовали сохранить здание и его функцию образовательного объекта. Перед командой архитектурной компании AKVK&Partners возникла задача возродить новую жизнь в школе. За 100 дней гимназия должна была полностью измениться. Команда рассказывает как им это удалось и с какими вызовами пришлось столкнуться.

куратор проекта: Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник главы Республики Татарстан | Институт развития городов Республики Татарстан
архитектурная концепция, авторский надзор: Архитектурная компания AKVK&Partners
рабочая документация: ГУП «Татинвестгражданпроект»
строительная компания: ООО «Рам-строй»
Сад Памяти: Архитектурная компания AKVK&Partners совместно с бюро Архдесант

Международная практика работы со школами после нападений

Случаи вооруженных нападений в образовательных учреждениях разных стран в мирное время – это, к сожалению, довольно распространенное явление. На схеме представлена статистика таких событий за прошедшие 10 лет. Многие страны уже выработали определённую практику работы с такими зданиями, приняли ряд рекомендаций и регламентов.

Команда Архитектурной компании AKVK&Partners провела исследование принципов работы со школами после трагических событий. В результате изучения различных документов, проектов и реализованных объектов мы выделили 2 ключевых подхода к работе со зданиями образовательных объектов после нападений.

Первый подход - это снос здания школы, в котором произошла трагедия, и последующее строительство новой школы на существующем либо новом участке. Второй подход - это сохранение здания школы, но с проведением глубокой или частичной реконструкции, либо консервации (в случае консервации функция образовательного объекта утрачивается). Опросы показывают, что 80% школьников, которые пережили трагические события, не хотели бы возвращаться в место, максимально напоминающее им о произошедшем. Поэтому с каждым годом при работе со школами после трагедий всё более распространённой становится практика глубоких реконструкции либо строительства новых школ.

Для формирования безопасной и развивающей учебной среды необходима интеграция архитектурно-средовых, социально-педагогических и технологических аспектов. Архитекторы, психологи, социологи из разных стран придерживаются мнения, что безопасное здание школы не должно становиться крепостью. Необходимо внедрять концепцию предотвращения преступности с помощью средового дизайна. Пространства школы должны создавать среду для формирования дружественного сообщества, где каждый понимает ценность и важность другого, каждый может найти свою точку опоры, овладеть навыками коммуникации и сотворчества. Рекомендации международных экспертов по работе со зданиями после трагедий во многом созвучны современным принципам построения образовательной среды в самых передовых школах мира - где дети и учителя могут трансформировать пространства в соответствии со своими учебными задачами и сценариями; где учителя применяют разные образовательные методики и пространство помогает им в этом; где среда школы прозрачна, что одновременно создает и условия для пассивной безопасности, и формирование чувства связности, стимулирует коммуникацию. Важный момент – наличие элементов биофильного дизайна, разных типов материалов и поверхностей, которые влияют на создание положительной психологической обстановки в коллективе. Существуют и специальные рекомендации по вопросу планирования территории школы - размещения входа на участок относительно входа в здание, антитеррористических элементов ланшафтного дизайна, и, конечно, технологическое оснащение, которое должно быть максимально скрыто. Также особое внимание уделяется методике соучаствующего проектирования, вовлечению коллектива школы в проектный процесс.

Трансформация гимназии 175

Ключевая идея – архитектурными средствами кардинальным образом изменить внешний облик школы, внутренние пространства, благоустройство территории, чтобы снизить чувство тревоги, создать ощущение нового современного пространства, «чистого листа», «незаполненного грустью» пространства, открытого духу творчества и будущему.

Основные цели: - архитектурно-педагогическими средствами воссоздать атмосферу доверия, повысить качество и безопасность образовательной среды; - повысить эффективность использования учебных пространств; - создать пространства для новых педагогических практик.

Часть проектных решений была выработана совместно с педагогическим коллективом и родителями.

Фото гимназии 175 до реконструкции.
Фото гимназии 175 до реконструкции.

Территория школы

Большое внимание было уделено вопросам благоустройства и безопасности территории школы. До обновления участок школы использовался не эффективно: напротив входа располагался автомобильный въезд и ворота, а калитка часто была открыта, обустроенные специализированные площадки отсутствовали, хоккейная коробка требовала ремонта. Была перепроектирована входная зона на территорию школы: убрали ворота напротив главного входа, разместили зону для посадки-высадки детей, расширили пространство перед главным входом, разместили место для установки флагштоков. Во внутренней дворовой части появились спортивные и игровые площадки, существующую хоккейную коробку обновили и теперь в теплое время года она превращается в 2 баскетбольных поля. К существующему зданию школы была пристроена новая входная группа и бассейн. Новое футбольное поле имеет цветное резиновое покрытие, что делает его универсальной площадкой для спорта, проведения торжественных мероприятий и других активностей.

 

Сад Памяти

Перед командой проекта стояла задача создать на территории школы открытое пространство, где можно было бы почтить память погибших. Требования к мемориалу формировали совместно с родителями, школьным коллективом и экспертами. Архитекторы AKVK&Partners совместно с бюро Архдесант предложили создать ландшафтную зону под названием «Сад Памяти». Идея заключалась в том, чтобы каждому погибшему посвятить ландшафтную композицию и, чтобы эта природная зона выполняла, в том числе, терапевтическую роль. Этот замысел поддержала основная часть родителей и психологи. В результате на территории школы появился сад с 9-ю ландшафтными зонами, растения для которых выбрали и высадили совместно с семьями погибших.

Внешний облик школы

Чтобы создать ощущение новой школы необходимо было максимально изменить ее внешний облик. Само здание изначально имело симметричную объемно-пространственную композицию и бежевые фасады. Поскольку не было возможности существенного изменения объекта за счет демонтажа либо надстройки, было принято решение обновить восприятие внешнего облика за счет использования контрастных цветовых решений фасада. Благодаря такому приему изменилось восприятие композиционной структуры и появилось ощущение, что здание ассиметрично и собрано из разных объемных элементов. Прорабатывались различные варианты цветовой схемы фасадов, но общим решением остановились на представленной цветовой гамме, которая имеет благоприятное символическое значение в культуре Татарстана и в исламской культуре.

Важнейшая часть при трансформации внешнего облика школы - создание новой входной группы. В этом аспекте решали задачи повышения безопасности, эстетики и изменения восприятия опыта входа в школу. Поскольку сам злоумышленник проник в школу через главный вход, было важно создать ощущение совершенно нового пространства и другого опыта попадания в школу у школьников и педагогов. Входная группа теперь является выразительным приглашающим элементом в общей композиции здания. Вход осуществляется с планировочной отметки земли, а существующий перепад уровней обыгран внутри лестницей, переходящей в мини-амфитеатр. В темное время суток внутреннее освещение входной группы и подсветка номера школы дополнительно создает приятное праздничное ощущение. Это особенно актуально и по той причине, что в школе дети обучаются в 2 смены.

 

Внутренние пространства

Для того, чтобы сформировать новый опыт перемещения внутри здания, было принято решение изменить, насколько это возможно, его функционально-планировочную структуру. Совместно с педагогами перекомпоновали расположение кабинетов: начальная школа теперь находится в одном крыле, специализированные кабинеты объединены в тематические кластеры (физико-технический, химико-биологический, творческий и пр.), остальные кабинеты – универсальны и тоже выделены в отдельный блок. Медицинский блок переместили со второго этажа на первый. Для удобства навигации в интерьере каждого блока используются разные цвета.

Новая входная группа сформирована как большое светлое пространство одновременно открытое и с усиленной безопасностью. На передний фронт вынесено помещение охраны с возможностью обзора территории, чего не было раньше. Входная часть отделена от остального пространства школы дверями с дистанционным электронным запиранием. Перепад уровней обыгран лестницей и амфитеатром. Здесь также располагается уютная зона ожидания. Для создания приятной атмосферы на стенах входной группы используются элементы биофильного дизайна - вертикальное озеленение. Планировка позволяет обеспечить разные сценарии использования – отдых, общение, игру.

Сформирована новая навигация, поскольку размещения кабинетов были изменены для обновления траекторий движения. Навигация наносилась методом печати на стенах.

В актовом зале был изменен профиль пола, стен, потолка. Зал приобрёл более торжественный облик и дополнительные места, в том числе места для маломобильных групп населения. На стенах применены высококачественные акустические панели российского производства.

 

Столовая стала более светлой и просторной с разными форматами рассадки – прямоугольными и круглыми столами. Увеличилось количество посадочных мест – у школы была в этом потребность.

Учебный кабинет, в котором погибло больше всего детей, значительно изменили, преобразовали в рекреацию. На потолке размещено 9 круглых светильников – по числу погибших. Светильники включены большую часть времени в знак памяти об ушедших. В рекреациях появились места для отдыха, пуфики, столы. Круглая форма столов выбрана с целью стимулирования объединения и взаимодействия между школьниками.

 

Учебные кабинеты оформлены лаконично, индивидуальные мобильные парты предусматривают возможность легкой трансформации и при необходимости перехода от фронтального формата обучения к работе в группах. Благодаря тому, что во время реконструкции школы также строился плавательный бассейн, приняли решение один из спортивных залов трансформировать в библиотеку-медиатеку - новое интеллектуальное ядро школы, которое играет важную роль в развитии у детей воображения, творческой инициативы и активности. Это пространство для различных сценариев использования: одновременно и библиотека в классическом понимании, и пространство для группового и индивидуального обучения, для проведения семинаров, презентаций, выставки работ учащихся. Центральная часть библиотеки трансформируется благодаря использованию мобильных элементов мебели (дети совместно со взрослыми могут перемещать низкие стеллажи на колесиках, стулья, столы, тем самым изменяя конфигурацию зон под различные сценарии). Часть столов предусмотрена трапециевидной формы для трансформации в круг и проведения групповых занятий. Зона амфитеатра позволяет использовать пространство для презентаций, театральных сценок и пр. Адаптивность под различные сценарии расширяет потенциал и функциональность библиотеки. Это пространство открыто для перспективного развития в будущем.

Новая жизнь гимназии.

1 сентября 2021г. обновленная школа вновь открыла двери перед учениками. Около 100 дней над этой задачей трудилась большая команда. Добиться такого результата в столь короткие сроки удалось благодаря слаженной и самоотверженной работе каждого участника проекта. Все были нацелены на результат, поэтому вопросы решались быстро, слаженно и каждый участник с огромным уважением относился к труду другого. Это невероятное единство огромного числа людей доказало возможность делать больше, стремиться к лучшему, достигать поставленных целей!

Постпроектное исследование

По прошествии одного учебного года после трансформации гимназии было очень важно понять, как обновление повлияло на развитие школьного сообщества, как используются пространства, что нужно школе для развития. Поэтому мы приняли решение провести постпроектное исследование. Подготовили анкеты для двух фокусных групп (школьников и учителей), согласовали вопросы с педагогическим коллективом и в начале сентября 2022 года провели опрос. Каждая анкета содержала вопросы, касающиеся использования территории, внутренних пространств, удобства навигации, степени удовлетворенности пространствами, ощущения спокойствия и безопасности. 

Основные результаты постпроектного исследования:
- из-за существенного изменения внешнего вида и интерьерных решений здания гимназии №175 у большинства детей и педагогов возникло ощущение, что 1 сентября 2021 года они пришли в новую школу – это положительно повлияло на снижение тревожных воспоминаний;
- территория школы стала использоваться интенсивнее, занятия по физкультуре стали более интересными и разнообразными, появилось больше внеурочных занятий на территории школы;
- детям и педагогам удобно перемещаться внутри здания - им понятна новая навигация;
- большинство детей и педагогов чувствуют себя спокойно и в безопасности;
- пространства используются по тем разнообразным сценариям, которые были заложены в проекте обновления школы; 
- «прозрачность» пространств, по мнению 78% опрошенных учителей, способствует усилению коммуникации между школьниками и формированию чувства связности;
- после обновления в школе появились новые дополнительные мероприятия по 7 направлениям (творческие; спортивные; проектные, где совместно участвуют ученики, педагоги и родители);
- 80% учителей отметили, что у школьников повысилась мотивация к обучению после обновления гимназии;
- на вопрос о том, что пробудила новая школа, большая часть учителей ответила, что они стали осваивать и внедрять новые подходы в преподавании (в этом помогает новое пространство библиотеки-медиатеки), а также стали больше интересоваться современной архитектурой и дизайном школьных пространств;
- на вопрос о том, что пробудила новая школа, 37% учеников отметили, что им стало интереснее заниматься дополнительными занятиями после уроков и участвовать в развитии школы; 56% учеников отметили, что у них повысился общий интерес к обучению; более 50 % учеников дали ответ, что после обновления школы у них пробудился интерес к современной архитектуре и дизайну.
И еще один персонализированный ответ, который мы получили от одной из учениц: 
Вопрос: «Что пробудила в Вас новая школа?»
Ответ: «Она пробудила во мне любовь к рисованию. Меньше чем за полгода я добилась того, что хотела».

читать на тему: