В здоровом теле здоровый дух
Публикуем статью на основе интервью с Денисом Кувшинниковым, директором департамента интерьеров ABD architects, написанную для «Проект Россия» 88/89. Речь в ней идет о том, что «здоровый» бизнес, который заботится о сохранении, развитии и преумножении не только денежного капитала, но и человеческого, начинается с офиса, в котором сотрудники чувствовали бы себя хорошо и комфортно. Есть ли шанс, что после сегодняшних событий, когда отношение к здоровью качественно меняется, в России наконец появится спрос на «здоровые» здания?
Директор департамента интерьеров ABD architects
деятельность: ABD architects — один из лидеров рынка офисных интерьеров в России. Партнер бюро HOK, входящей в ТОП-10 крупнейших архитектурных компаний в мире. Последние два года ABD architects активно продвигают и инвестируют в Well building standard, в том числе проводят обучение сотрудников и предлагают проектирование в рамках стандарта в качестве бонуса своим клиентамСтандарт WELL: здания и интерьеры для хорошего самочувствия
Стандарт «здоровых зданий» WELL был зарегистрирован в США в 2014 году. В отличие от уже широко известных нам «зеленых» стандартов LEED, BREEAM etc., он сконцентрирован не на окружающей среде, а на человеческом здоровье. Его суть в том, чтобы помочь спроектировать такое здание и такой интерьер, которые бы способствовали лучшему самочувствию и психологическому комфорту человека в широком смысле этого слова. Если вы сертифицируете здание по LEED или BREEAM, вы уже на 30% закрыли вопрос по WELL — в том, что касается качества воздуха, воды, света. Но сертификация по WELL дает возможность сказать: «Мы спроектировали офис, в котором вы будете лучше себя чувствовать». На сегодня в мире зафиксировано уже свыше 27 млн м2 таких пространств в 48 странах.
Как это работает
WELL Building Standard представляет собой систему для измерения, сертификации и мониторинга среды, которая влияет на здоровье и благополучие человека, по 117 параметрам в 11 категориях: воздух, вода, питание, свет, движение, температурный комфорт, звук, ма- териалы, сознание, сообщества, инновации. Чтобы получить «золотой», «серебряный» или «платиновый» сертификат, нужно, как и в любом другом стандарте, набрать определенное количество баллов. Причем внутри каждой категории задано минимальное количество параметров, которым нужно соответствовать, чтобы вообще пройти сертификацию. Весь процесс включает в себя регистрацию, привлечение WELL-специалиста, подачу документов и тестирование. WELL-специалист анализирует проектную документацию здания и интерьеров, дает оценку, возможно ли соблюсти необходимый минимум критериев и на какой уровень сертификата можно претендовать, внедрив дополнительные опции. Заказчик принимает решение относительно финального списка обязательных параметров и транслирует их архитекторам и проектировщикам. Хотя часть забот ложится на самого заказчика — например, в том, что касается информирования сотрудников. А на финальном этапе, когда стройка и ремонт завершены, приезжает специальная комиссия и проводит перформанс-тесты.
Конкретные примеры
Например, в категории «Воздух» есть параметр «Летучие органические соединения»: проверяем, что использованные краски, герметики, уплотнители, изоляционные материалы и мебель содержат их минимум или не содержат вовсе. Но есть и много неочевидных вещей и параметров, которые с ходу не свяжешь с архитектурой. Есть интересный параметр, касающийся распространения питьевой воды, которую всем нам полезно употреблять в большом количестве: удаленность от источника, будь то кулер, фильтр или бутылка, не должна превышать 30 метров. В категории «Питание» приводятся результаты исследования, согласно которому в одиночестве человек склонен есть более вредную пищу, употреблять меньше овощей и фруктов и хуже переваривать, поэтому рекомендуется устройство отдельных уютных столовых, причем без телевизоров и прочих отвлекающих факторов. А в категории «Освещение» регламентируется экранирование ламп, чтобы человек не видел прямого источника света, потому что это вредно для глаз. Любимая нами тема — стимулирование фитнеса, в частности, распространение и доступность лестниц, то есть пропаганда передвижения по лестницам вместо лифтов. Например, если мы строим здание с нуля, то располагаем лестницу так, чтобы она располагалась до лифтов, привлекательно выглядела, сопровождалась понятной навигацией, хорошо освещалась и т. д. В России лестницы обычно рассматриваются как эвакуационные, и о том, как они выглядят, мало кто задумывается. А мы для эксперимента договорились с владельцем нашего здания и даже сделали творческий конкурс среди сотрудников на проект реформации эвакуационной лестницы в комфортное место для передвижения. Еще одна характерная категория, «Сообщество», касается в основном эстетических и этических вопросов. Например, в ней есть прекрасный пункт «Интегрированный дизайн», согласно которому рекоменду- ется во всех помещениях использовать произведения искусства. К сожалению, в сфере офисного дизайна это делают единичные компании, которые связаны либо с галереями, либо с коллекционированием. А нам кажется, что это прекрасная история, потому что искусство действительно помогает отдохнуть и заряжает энергией. И в этой же категории мы видим пункт «Пропаганда здорового образа жизни» — то есть картины хорошо перемежать с информационными носителями, сообщающими, что полезно, а что вредно. Особое направление — акустическое планирование, то есть выделение в офисе громких и тихих зон: отдельных будок для разговоров или целой «комнаты тишины» в виде библиотеки. Кстати, в голландских голландских поездах под библиотеки декорированы «тихие вагоны»: глядя на старинные тома, понимаешь, что телефон здесь звонить не может. Это прямое влияние обстановки на поведенческие паттерны.
Почему это выгодно
По данным США, стандарт WELL увеличивает расходы застройщика на 9%, включая услуги WELL-специалиста. В России расценки на консалтинг другие, поэтому удорожание будет максимум на 6–7%. И вложения должны окупиться: «зеленые стандарты» для офисов во многих странах обязательны по умолчанию, у нас уже тоже стали делом привычным, а WELL — привлекательная новинка на рынке. Забота о здоровье привлечет и арендаторов, и их сотрудников. Доказательство того, что в зданиях WELL люди действительно лучше себя чувствуют, — зафиксированное сокращение количества больничных. И это уже имеет прямую экономическую выгоду: экономия на медицинской страховке сотрудников. Впрочем, от внедрения WELL выиграет не только бизнес — это в целом повысит уровень качества реализации проектов. Наши клиенты не обязаны знать, сколько децибел пропускает стеклянная перегородка в зависимости от толщины и наличия притвора. И редко думают о том, к чему может привести экономия, — а потом оказываются неприятно удивлены. Но им будет понятно словосочетание «акустический комфорт» и соблюдение связанных с ним параметров. А если на чем-то все же сэкономят — это будет сделано осознанно: стандарт помогает принимать взвешенные решения. Пока ни одно здание в России по WELL не сертифицировано, но со стороны компаний, которые нацелены на привлечение и удержание персонала, мы видим большой интерес. И надеемся вот-вот стать пионерами в этом деле.