Арт-проект [Черный квадрат. Аудиенция] в Самаре

Проект-ритуал «вслушивания в бытие» был создан к 105-летию первого экспонирования «Черного квадрата» Казимира Малевича, в 2020 году, в рамках «выставки одной картины», прошедшей в Самарском областном художественном музее.

расположение:

Самара, Самарский областной художественный музей, выставка «Черный квадрат Казимира Малевича»

реализация:

ноябрь-декабрь 2020

авторы проекта:
Архитектурное бюро Храмова

Дмитрий Храмов, Мария Храмова

аудиослой:
Артём Сухих

Информация от архитекторов:

«"Черный квадрат" — самое знаменитое и эмблематичное произведение Малевича, — рассказывает Михаил Дединкин, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. — Его название стало метафорой радикальности художественного мышления, когда беспредметное возводится в наивысшую степень. Воплотивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров, квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной загадкой и для своего создателя. Малевич видел в нем глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он называл его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины». 

Впервые «Черный квадрат» был показан на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» в Петрограде в декабре 1915 года. Однако Малевич всегда утверждал, что годом его создания является 1913-й. Тогда он вместе с художником Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Крученых принимал участие в постановке футуристической оперы «Победа над солнцем». Во время оформления спектакля и затем при иллюстрировании издания либретто оперы Малевич впервые нарисовал на белом пустом поле черный квадрат, назвав его «зародышем всех возможностей». Спустя два года из зерна этой «интуитивной находки» вырос супрематизм — первое направление беспредметного искусства в русском авангарде. Поскольку для Малевича, видимо, важнее было зафиксировать рождение идеи квадрата, а не время его воплощения на холсте, то все реплики квадрата художник датировал 1913 годом. 

Малевич, Казимир Северинович (1879–1935). Черный квадрат. 1913 / около 1932. Масло, холст. 53,5 × 53,5 см. Пост. в 2002 из собрания «Инкомбанка» (Москва), ранее в собрании семьи художника. Инв. № ГЭ 10620, Государственный Эрмитаж
Малевич, Казимир Северинович (1879–1935). Черный квадрат. 1913 / около 1932. Масло, холст. 53,5 × 53,5 см. Пост. в 2002 из собрания «Инкомбанка» (Москва), ранее в собрании семьи художника. Инв. № ГЭ 10620, Государственный Эрмитаж

Первый вариант «Черного квадрата» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) был написан в 1915 году поверх уже существовавшей супрематической композиции, которая не успела достаточно просохнуть. Поэтому картина спустя некоторое время покрылась кракелюром, значительно исказившим авторский замысел, так как была нарушена визуальная монолитность черного. 

Вторая реплика «Черного квадрата» была создана Малевичем и его учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста» около 1923 года для предполагавшегося экспонирования на биеннале в Венеции. Они исполнены в несколько большем размере (в настоящее время все варианты хранятся в Государственном Русском музее).

Вновь Малевич вернулся к повторению своей самой знаменитой композиции в 1929 году, когда, видимо, по просьбе заместителя директора Третьяковской галереи А. А. Федорова-Давыдова он исполнил новую версию для своей персональной выставки вместо варианта 1915 года, уже находившегося в музее, но испорченного глубокими разрывами кракелюра. Есть воспоминания, что новая картина писалась прямо в залах музея. 

Последний раз, четвертый, Малевич писал «Черный квадрат» для ставшей итоговой для русского авангарда выставки «Художники РСФСР за XV лет», проходившей в 1932 году в Русском музее в Ленинграде. Картина меньше по формату всех предыдущих (стороны «квадратов» были соответственно 79,5, 106,0, 85,0 и 53,0 см), но точно соответствует «Красному квадрату» 1913 года, вместе с которым и экспонировался на выставке 1932 года. На обороте новой реплики художник вновь поставил дату — «1913». 

После смерти мастера этот последний «Черный квадрат» в числе немногих его работ остался в семье художника. В начале 1990-х в Самаре картину приобрел для своей художественной коллекции «Инкомбанк», обанкротившийся в 1999 году. В 2002 году картина на средства В. В. Потанина была куплена для Государственного Эрмитажа.

Черный квадрат. Аудиенция. План экспозиции сверху (с крышей) © Архитектурное бюро Храмова
Черный квадрат. Аудиенция. План экспозиции сверху (с крышей) © Архитектурное бюро Храмова
Черный квадрат. Аудиенция. Сечение © Архитектурное бюро Храмова
Черный квадрат. Аудиенция. Сечение © Архитектурное бюро Храмова

Аудиенция с «Черным квадратом» — это Вслушивание в Бытие

Идея экспонирования Черного квадрата строится на следующих основных смыслах:

– интерпретация первого исторического экспонирования картины самим автором в виде «иконы», размещенной в «красном углу»;

– воссоздание супрематической обрядности — создание ритуала, процессуальности восприятия;

– создание символического образа «границы», переход из «темноты прошлого» в новое осознание искусства;

– интерпретация одного из произведений К. Малевича 1915 года «Супрематизм (с синим треугольником и черным прямоугольником)»;

– мета-модернистская интерпретация супрематической обрядности в виде интерактивного перформанса посетителей экспозиции.

Образной темой экспонирования стала особая организация пространства — создание павильона в виде треугольной призмы, определенного супрематического космоса внутри традиционного помещения исторического здания музея. 

Конструкция павильона ведет зрителей к «Черному квадрату», создавая на тактильном уровне ощущение восхождения к «иконе». Cтены павильона, сужаясь к углу с картиной, усиливают концентрацию ее энергии, одновременно режиссируя персонификацию восприятия «один на один с космосом».

Проекционный экран совмещает два смысловых слоя: 

– проекции движущихся супрематических композиций цитат Казимира Малевича;

– черно-белая дуальность, в которой тени зрителей, отслаиваясь от темноты небытия, переходят в свет супрематической игры и устремляются к Космосу «Черного квадрата».

Процессуальность восприятия срежиссирована так, что зритель после общения с «Черным квадратом» выходит из павильона в другое пространство, не нарушая движения следующей за ним процессии. Спускаясь из павильона в обыденность жизни, попадая в исторический зал музея, зритель видит экран извне — и происходит наблюдение за наблюдателем в супрематическом космосе. 

Проект включал в себя и онлайн-формат с фиксацией на YouTube канале: он и сегодня транслирует «Аудиенцию» — портрет наблюдателя в момент восприятия (взгляд «Черного квадрата»).

читать на тему: