Благоустройство парка культуры и отдыха им. А.П. Гайдара в Арзамасе
Парк Гайдара – самое популярное место отдыха у арзамасцев и гостей города, однако инфраструктура, функциональная и коммерческая программа парка до недавнего времени совсем не соответствовали качествам, предъявляемым к современной среде, в частности статусу главного городского парка. Сейчас завершена первая очередь его модернизации.
г. Арзамас, проспект Ленина, Муниципальное автономное учреждение культуры г. Арзамаса «Парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара»
фото:
Дмитрий Четыре
опубликовано в журнале:
ПР95
2018-2019
реализация:
2019
25,9 га
площадь застройки 1-й очереди:
3,33 га
АНО «Институт развития городской среды Нижегородской области»/ ИРГСНО
Дарья Шорина, Кирилл Бросалин, Вячеслав Кочкин, Дмитрий Баранов, Кирилл Фильченков, Александр Аблесимов, Алексей Елисеев, Кирилл Кузьмичев, Юлия Шумилкина, Александр Курицын
рабочее проектирование:
ФГБОУВО «ННГАСУ», ООО «Нижегородский промстройпроект»
Информация от архитекторов:
Арзамас — старинный город с богатой историей, культурными и экономическими традициями, который сейчас начинает обновление городской среды. В 2018 году, по результатам рейтингового голосования за территории для благоустройства, за парк проголосовали более 60 % горожан. Администрация совместно с дирекцией парка провела мероприятия по вовлечению жителей в процесс создания концепции развития парка. Позже для доработки концепции и участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды к проекту присоединилась команда АНО «ИРГСНО». Нашей задачей стало создание связи между новым парком и историческим городом. Именно в этом направлении выстраивался дизайн и программирование помимо переработки концепции. Также мы организовали эффективную коммуникацию между всеми участниками проекта: администрациями города и парка, горожанами, экспертами, проектировщиками и подрядчиками. Создание подобных рабочих групп на всех стадиях проекта является основой подхода ИРГСНО.
Наш проект победил в конкурсе, после чего был доработан и представлен ключевым стейкхолдерам территории и представителям сообществ Арзамаса. В конце 2018 года была разработана проектно-сметная документация, а летом 2019-го началось строительство первой очереди благоустройства парка, закончившееся в декабре.
Концепция благоустройства направлена на полноценное поэтапное развитие территории парка в контексте параллельно формирующегося общественно-рекреационного каркаса как многофункционального, всесезонного, инклюзивного городского пространства. Первая очередь проекта направлена на создание недостающих функциональных зон и создание единого образа парка.
Основная идея концепции — «ГЕРОЙ + МЕСТО». Героем является писатель Аркадий Гайдар, чьим именем назван парк. История места проявляется через рельеф: в парке остались ямы от добычи глины для создания кирпичей и строительства зданий в исторической части Арзамаса. Керамический кирпич в нашей концепции используется и как материал, и как модуль.
Ключевым вызовом стало выстраиваение стратегии по этапности и первичным мероприятиям обновления территории, т.к. сумма конкурсного гранта, даже с учетом софинансирования, была недостаточной для комплексного обновления столь масштабной и важной территории. Реализация парка предполагается в несколько этапов, при этом в первую очередь попадает новое благоустройство вокруг крупной существующей зоны атракционов, включающее главный вход в парк, спортивную аллею с площадками для командных игр и воркаутом, площади для культурно-массовых и фестивальных мероприятий у озера. Новое благоустройство позволит расширить спектр возможных активностей в парке, проводить широкую всесезонную программу мероприятий. В последующих очередях предлагается выполнить реновацию зоны детской аллеи и атракционов, ландшафтную зону, территорию дендрария.
Основные сложившиеся проблемы — большое количество визуального мусора, стилистически и функционально разрозненных элементов: павильонов, заборов, аттракционов, пустырей, недоступных территорий. Кроме того, основной группой пользователей парка являлись родители с детьми, так как кроме аттракционов и прилегающих локальных точек питания парку нечего было предложить горожанам.
Мы решаем эти проблемы, создавая место со своей идентичностью и целостным визуальным образом за счет формирования единой стилистики, создания дизайн-кода парка. Функционально активируем парк, насытив его точками притяжения для всех групп горожан. Мы сформировали стратегию обновления парка: например, в первой очереди благоустройства сконцентрировались на создании новых зон (спортивной, фестивальной, коммьюнити-центра, исторической аллеи, главной входной группы) и решили не обновлять крупную детскую зону, которая уже функционирует.