Фанерный театр в Санкт-Петербурге

Архитектурный павильон из фанеры, получивший название Фанерный театр, был установлен внутри основного здания БДТ в марте 2019 года в честь 100-летия театра. Это театр внутри театра — со своим репертуаром, своей атмосферой и границами — а точнее, своим способом за них выходить. По словам авторов, это дань уважения отцам-основателям театра и художникам-авангардистам, а по образу — «наглый нос Буратино» (который «по ходу пьесы» оказывается Максимом Горьким).

расположение:

Санкт-Петербург, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, набережная реки Фонтанки, 65

проектирование:

2019

зеркало сцены:

4х1,37х7,5 м

планшет сцены:
треугольник глубиной 7,5 м

высота сцены за порталом:
2,5 м

допустимая нагрузка на планшет:
100 кг/м2

авторы проекта:

Андрей Могучий (режиссер, художественный руководитель БДТ),  Александр Шишкин-Хокусай (художник), Андрей Воронов («АРХАТАКА»)

Информация от авторов:

Вторжение фанерной конструкции в завершенное и каноническое пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год, революционное время рождения БДТ. Архитектурное решение «Фанерного театра» отсылает к работам супрематиста Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»). Это посвящение всем художникам, работавшим в БДТ с момента его основания: Владимиру Щуко, Мстиславу Добужинскому, Александру Бенуа, Юрию Анненкову, Борису Кустодиеву, Кузьме Петрову-Водкину, Александру Самохвалову, Натану Альтману, Леониду Чупятову и многим другим (памятные мраморные доски в честь художников установлены на одной из стен Фанерного театра).

Есть в Фанерном театре и памятники Горькому, Блоку, Товстоногову, золотая люстра — все это принадлежность старого театра на Фонтанке, его «родимые пятна», которые выступили, проросли на теле театра нового, фанерного. Здесь есть «окна» — прорезанные в фанере «глазки» в пространство старого театра. «Глазки» — это связь, пуповина, рождение, они делают пространство фанерного театра более проницаемым, связывают его  с внешним миром, с телом большого театра.

Фанерный театр — это наглый нос Буратино. Согласно одной театральной легенде Алексей Толстой, сочинивший «Золотой ключик», взял в прототипы героев современников. Папа Карло и Джузеппе — это Станиславский и Немирович-Данченко. Карабас-Барабас, который оборачивался своей длинной бородой, и, чтобы не наступить, засовывал ее себе в карман — это Мейерхольд  с длинным шарфом, который он тоже засовывал в карман. Буратино, Мальвина и Пьеро — писатель Максим Горький, актриса Мария Андреева и поэт Александр Блок. В 1919 году эта троица основала Большой драматический театр, где Блок стал первым художественным руководителем. Выходит, БДТ построили Буратино, Мальвина и Пьеро.

Фанерный театр. Сечение
Фанерный театр. Сечение
План 1-го этажа БДТ в Фанерным театром
План 1-го этажа БДТ в Фанерным театром
Фанерный театр. План 1-го этажа
Фанерный театр. План 1-го этажа
План 2-го этажа БДТ в Фанерным театром
План 2-го этажа БДТ в Фанерным театром
Фанерный театр. План 2-го этажа
Фанерный театр. План 2-го этажа
План 3-го этажа БДТ в Фанерным театром
План 3-го этажа БДТ в Фанерным театром
Фанерный театр. План 3-го этажа
Фанерный театр. План 3-го этажа

Фанерный театр — это театр внутри театра, игра с пространством, выход за границы так называемого «здравого смысла». В Фанерном театре есть отдельный вход, гардероб на 30 мест, фойе — нижнее и верхнее, зрительный зал и сцена. Высота зеркала сцены — 1,4 м, поэтому стоящий на авансцене артист не виден в полный рост, он всегда — без головы. Сама сцена треугольная, и то, что в обычном театре называется арьерсцена, здесь — вершина равнобедренного треугольника. В этот угол можно втиснуться, встать — и тогда ты будешь виден целиком, но стоя в углу.

Архитектурное решение Фанерного театра определяется не удобством функционирования, а символизмом проникновения, конфликта нового и старого. Эта архитектура связана с ритуалом, носит неутилитарный, сакральный характер. Черную кубическую постройку внутри Греческого фойе БДТ сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом — «дорогой в небо».

Один из авторов Фанерного театра, художник Александр Шишкин-Хокусай, говорит о фанере как о некой коже, готовой воспринимать любое насилие на собой: раны, вкрученные винты, гвозди, краску, украшение. В первоначальной концепции Фанерный театр назывался «Театр будущего» — то есть пустое, чистое пространство, которое в будущем заполнится смыслами, напитается правильными энергиями. 

С апреля 2019 года Фанерный театр действовал как новое сценическое пространство со своим репертуаром и простоял в БДТ до конца года.

читать на тему: