Вилла ПО-2

«Вилла ПО‑2» — объект фестиваля «Архстояние»-2018, названный в честь знакомого всем бетонного забора «с ромбиками» из серии ПО‑2, который придумал советский дизайнер Борис Лахман в 1967 году. Именно он стал источником вдохновения для архитектора и художника Александра Бродского.

расположение:

Калужская обасть, дер. Никола-Ленивец

фото:
Алексей Народицкий

опубликовано в:
ПР91

проектирование:

2017

реализация:
2018

авторы проекта:
АБ Бродского


Александр Бродский,
Антон Тимофеев

производитель:
ТМ «Сокол»

разработка и производство деревянного каркаса,
поставка отделочных материалов
и клееных деревянных конструкций

На самом деле проект придумывался еще для фестиваля 2017 года — тогда его участники отвечали на вопрос «Как жить?». Причем им давалось конкретное задание — создать ПДЖ («пространство для жизни») с целым рядом определенных требований как технического характера (объект должен не отягощать землю сложным устройством фундаментов и сохранять комфортную для жизни температуру зимой и летом, а размеры не должны превышать 4 × 4 м в ширину и длину и 5,5 м в высоту), так и концептуального: внешняя форма может не быть отражением внутреннего, а само ПДЖ должно соответствовать контексту и отвечать ценностям и духу своего создателя. В итоге вилла в наибольшей степени ответила всем поставленным задачам, будучи оборудована полноценным камином и санузлом и превратившись в еще один гостевой дом в Никола-Ленивце, который можно арендовать на ночлег. По этой же причине к фестивалю 2017 года был сделан лишь ее прототип, а полностью стройка завершилась год спустя.

По сути получился «дом в доме», наружный бетонный и внутренний деревянный (см. требования к ПДЖ). Плиты, использованные для отделки фасадов, были найдены на одном из хозяйственных дворов деревни Звизжи. Холодный техногенный забор неожиданно для многих оказался родственным рустованным стенам итальянских палаццо, а его энергичный профиль напоминает тяги классических карнизов. «Вы думаете, что такое ПО‑2 на самом деле? — комментирует Бродский. — Палладио О2!»
Потрепанность бывших в употреблении плит привнесла налет времени в лиричный образ дома.

Роберт Конечны: «Дизайн-концепция очень сильная. Архитектор смело комбинирует бетонные артефакты советского времени с теплым деревянным интерьером. Все в этом проекте подчинено очень своеобычной концептульной эстетике. Единственный выбивающийся элемент — ​массивный камин из полированной стали».

Дополненная окнами и плитами другой, не столь известной серии с шестигранными вырезами по верхней части, а также мощным выносом карниза крыши, компактная вилла абсолютно лишена антигуманности промзон, которые во множестве по-прежнему огорожены бетонными заборами. Особенно уютным дом выглядит в вечернее время, когда из небольших окон льется теплый свет.

Внутренняя часть дома — одно двусветное пространство, полностью отделанное деревом, в котором нашлось место для большого стола, камина, прихожей и антресоли. Интерьер высотой в 5 метров освещает большой зенитный фонарь. На втором уровне расположена обходная галерея — своеобразные полати с лежанками. По словам авторов, при полной загрузке здесь может уместиться человек 10–12 на спальных местах и еще больше — за столом.

читать на тему: