Яуза — городская анфилада

Прекрасную Яузу будущего — одно из ее возможных воплощений в границах Лефортова и Басманного района — придумывали участники интенсива «Проектирование общественных пространств», который в очередной раз состоялся этой весной. Проект не просто рисует решения по благоустройству, чем зачастую ограничивается работа с общественными пространствами, а дает объемное видение территории, прилегающей к реке, включая экологическое измерение, транспортную инфраструктуру, общественные функции и культурную идентичность. Образовательная программа реализуется Московской архитектурной школой МАРШ в партнерстве с архитектурным бюро Wowhaus.

расположение:

Москва, набережные Яузы в Басманном и Лефортовском районах

проектирование:

2020

авторы проекта:

Павел Евсин, Кристина Квартальнова, Полина Коловицкова, Эмилия Мазитова, Михаил Мельников, Владимир Пименов, Никита Погодин, Ольга Полякова, Таисия Силкина, Александра Ярыгина

кураторы проекта: Ирина Головицкая, Юлия Заречкина, Екатерина Спорыхина (Wowhaus)

В этом году основная тема курса была заявлена как «Городские коридоры», таким образом, акцент был сделан не на площадях, парках и скверах, которые мы обычно представляем себе, слыша словосочетание «общественные пространства», а на транзитных элементах, связывающих отдельные городские объекты (к ним относятся дороги, автомагистрали, подземные коммуникации, железнодорожные пути, реки и даже воздушное пространство). По мнению кураторов, особый градостроительный интерес представляют точки, в которых сходятся сразу несколько коридоров. Таким местом стал участок Яузы в Басманном и Лефортовском районах, где река переплетается с Третьим транспортным кольцом, частично пролегающем в тоннеле, а также веткой железной дороги Курского направления, проходящей по виадуку. Вообще-то в Москве уже несколько лет реализуется масштабная программа благоустройства набережных, и весной этого года было объявлено о проекте «Суперпарк Яуза», который должен объединить парки вверх по течению реки, начиная с Сокольников, в непрерывную зону отдыха площадью около 20 км2. А вот берега Яузы в центре города пока остаются необихоженными, и потенциал для комплексного развития территорий у реки, если отважиться на водный каламбур, безбрежен и неисчерпаем.

13 друзей Яузы

В интенсиве приняли участие специалисты из нескольких сфер — архитекторы, планировщики, ландшафтный архитектор, предприниматель, активно участвующий в жизни своего района, и специалист по экологической реабилитации водоемов. Таким образом, сформировалась команда с разными компетенциями, необходимыми для работы над комплексным проектом. За время курса студенты настолько прониклись симпатией друг к другу и к Яузе, что стали называть свой коллектив «друзья Яузы».

Карту ощущений от территории проектирования участники интенсива составляли, уже находясь на карантине и по памяти восстанавливая впечатления от прогулки по району

Задача кураторов состояла в том, чтобы провести учащихся по всем этапы работы над проектом — от предпроектного исследования через формулирование гипотез к созданию концепции и ее публичной презентации. Интенсив проходил с марта по май и почти полностью совпал с карантином, но к счастью еще до введения «режима самоизоляции» и перевода обучения в онлайн удалось организовать групповую прогулку по территории. Впечатления от увиденного, а также исследование истории этой местности, легли в основу эссе, где учащиеся размышляли, какие образы и эмоции возникают у них от этой запущенной и деградировашей речки и как можно было бы превратить Яузу из географического разделителя в объект, соединяющий разные районы, и место для досуга и отдыха их жителей и москвичей, приезжающих из других районов. 

«Яуза немного напоминает девочку-подростка — вроде и красавица, вроде и догадывается об этом, но дух бунтарства мешает ей быть приветливой, она закрывает волосами лицо и включает громкую музыку в наушниках. Меняться страшно, ведь можно потерять свою самобытность, стать такой как все. В изменениях, на мой взгляд, важнейшая задача — сохранить необычное ощущение „заднего двора“, но в то же время убрать у гостей чувство тревоги», — написала в своем эссе ландшафтный архитектор Таисия Силкина. Она отмечает, что Яуза на протяжении трех с небольшим километров очень разнообразна, в ней переплетены множество эпох и их свидетельств. Будущий прогулочный маршрут видится Таисии «как переход из комнаты в комнату, где ты каждый раз смотришь на реку другими глазами». Яуза, действительно, даже несмотря на активный автомобильный трафик, из-за своего скромного масштаба и высокого левого берега вызывает ощущение уюта и представляется почти что интерьером.

Коллаж из знаковых объектов и достопримечательностей района, формирующих его культурную идентичность  

Еще один студент курса, предприниматель и активный гражданин Владимир Пименов, в своем поэтичном тексте сравнивает извилистую Яузу со змейкой, которая «притаилась, спрятав свое хрупкое блестящее тело в кокон бетонных набережных». Ее перекаты «шипят», она «ядовита», поскольку ее воды десятилетиями отравляли промышленные предприятия, она обмелела, и «если сравнивать ее с удавом, то она сможет „переварить“ только небольшие шлюпки-мышки, а вот для теплоходов-кроликов места и глубины уже не хватит». По мнению Владимира, «в наших силах сделать ее змейкой-ожерельем из драгоценных камней-парков или оставить ждать лучших времен, омывая автомагистрали, подобно большой водосточной канаве, всеми брошенной и никому не нужной».

Архитектор Полина Коловицкова, живущая в другом районе, воспринимает территорию проектирования как «серое пятно неопределенной формы, к которому нет никакого интереса». Река без набережной, парки без характера, богатое историческое наследие без доступа к нему, неудобные тротуары. Арма, Винзавод и Артплей сделали район привлекательнее, но из-за плохой связности друг с другом и окрестностями они похожи на «парк аттракционов посреди пустыни — о нем знают, но путь отпугивает». Она видит потенциал правого берега как большого культурного кластера и точки притяжения для всего города из-за существующих центров искусства и дизайна и большого количества университетов. Левый же берег, где парки, скверы, церкви, монастыри и усадьбы соседствуют с жилой застройкой, Полине хочется рассматривать как тихую и долгую прогулочную зону для жителей района и приезжающих. «Я вижу нашу часть Яузы как реку которая и разделяет, и объединяет в одно и то же время два разных по характеру берега. Сама же река живет, ее используют для прогулок, образования, созерцания и прочего», — пишет архитектор.

Анализ отрицательных и положительных качеств физической среды района
Анализ отрицательных и положительных качеств физической среды района

Пользователи территории

На этапе исследования участники интенсива выявили группы пользователей района и провели порядка 30 интервью, чтобы выяснить их запросы. Оказывается, в Лефортове и Басманном районе проживает около 200 тыс. человек, а до 2022 года число жителей вырастет прирно на треть в связи с завершением строительства двух десятков жилых комплексов. Ежедневно по работе в эти районы приезжают 220 тыс. человек (здесь очень много бизнес-центров). Еще 64 тыс. человек — учащиеся вузов, из которых примерно 40 тыс. живут в других районах. Кроме того, ежемесячно в арт-кластер и музеи приезжает 62 тыс. человек, в лечебно-профилактические учреждения — 3 тыс. человек. Если суммировать отзывы респондентов о районе, то получается довольно-таки мрачная картина: из плюсов одинокий арт-кластер, историческая застройка и уютный парк при множестве минусов — помойная река, плохая экология, набережная, захваченная автомобилями, нехватка мостов и, как следствие, Яуза, которая разрезает район.

Анализ интервью

Кураторы предложили участникам курса на время воркшопа представить себя представителями сторон, влияющих на территорию, и погрузиться в среду публичных слушаний по проекту, в которой сталкиваются мнения горожан и властей, бизнеса и владельцев территорий, а в результате бурных обсуждений приходят к компромиссу. Именно так работают изменения в городе.

Слайд из презентации проекта с информацией о стейкхолдерах, влияющих на территорию

Этап анализа занял чуть больше половины всего времени обучения, поскольку каждому разделу исследования, будь то социология, экология или транспорт, была посвящена отдельная лекция экспертов в данной области. Выводы из предпроектного исследования структурированы в традиционные оппозиции SWOT-анализа: «сильные стороны» — «слабые стороны» и «угрозы» — «возможности».

Авторы выработали шесть принципов, на основе которых они решили формировать концепцию преобразований на набережных:

  • Экологический баланс (снижение вредных выбросов, очистка водоемов и комплексное озеленение территории);
  • Новые пешеходные связи (создание новых маршрутов для пешеходов и сохранение существующих, переустройство улиц с целью повышения безопасности для человека);
  • Современная транспортная политика (устойчивое развитие транспортной системы, переориентация транспортной политики, повышение безопасности и создание комфортных условий для передвижения);
  • Регламентация новой застройки (понятные правила, позволяющие застройщикам и девелоперам не нарушать сложившийся архитектурный облик города);
  • Новое функциональное наполнение (насыщение пустого пространства новыми функциями, оживляющих городскую среду);
  • Выявление идентичности территории (создание уникального образа, позволяющего обеспечить чувство социальной общности вокруг территории).

Экология

Экологическая ситуация на Яузе вызывает большую обеспокоенность: закрытые ныне предприятия «Манометр», «Арма» и «Плутон» годами сбрасывали в реку тяжелые металлы и нефтепродукты. Русло реки настолько обмелело, что в черте города средний уровень воды летом не превышает 1 метра. Из-за нарушения естественного водосбора его необходимо постоянно искусственно поддерживать. Более 45% общей протяженности притоков заключено в коллекторы и не получают должного количества воды. Да и сами коллекторы являются фактором загрязнения — из-за плохого обслуживания в них скапливаются загрязненные наносы и хозяйственно бытовой мусор. По берегам реки расположено большое количество автозаправок и автомоек, что также негативно влияет на здоровье реки.

Механизм восстановления Яузы, предлагаемый авторами концепции, включает в себя 10 элементов:

  • Создание общей ООПТ;
  • Ответственное управление единым природным комплексом;
  • Очистка притоков и санация коллекторов;
  • Строительство очистных сооружений на водоспусках;
  • Расчистка дна;
  • Устройство шумозащиты;
  • Снижение уровня светового загрязнения;
  • Восстановление извилистости и порожестости русла;
  • Создание водных садов;
  • Пополнение реки за счет сбора и фильтрации ливневых вод, создание «зеленых коридоров».

Предлагаемые меры восстановления экологического баланса 

Новые городские связи

Переосмысление пешеходных и транспортных потоков, а также работа с параметрами самих улиц стали одним из важнейших направлений концепции. Все транспортные решения основаны на сформулированных участниками принципах:

  • Связность и проницаемость (организация связей между районами, примыкающими к реке, организация новых пешеходных мостов, городских улиц и переулков);
  • Разнообразие и доступность (развитие транспортной мультимодальности, повышение доступности всех основных точек притяжения);
  • Комфорт для пешеходов (создание озелененного пешеходного каркаса, связывающего все общественные пространства у реки, снижение нагрузки на экологию);
  • Безопасность и здоровье (изменение параметров улиц и принятие мер по успокоению трафика).
Решения по транспортной и пешеходной инфраструктуре

В обсуждениях с экспертами рассматривались самые смелые варианты вплоть до полного закрытия набережной для проезда автомобилей. Учитывая, что набережные Яузы являются важным транспортным коридором, авторы проекта приняли ряд взвешенных решений. Они предложили заключить в тоннель проезжую часть на участке Золоторожской набережной, примыкающей к гидроузлу, объясняя это тем, что характер трафика на левом берегу — транзитный в силу того, что все функции находятся на возвышении и подъезда с набережной к ним нет (перепад рельефа там 15 метров). Вывод потока машин в тоннель позволит организовать рекреационную зону у излучины реки. На этом участке через реку также предлагается организовать новый пешеходный мост. Также в проекте предусмотрено продление тоннеля ТТК на участке набережной, примыкающей к Лефортовскому дворцу и МГТУ им. Баумана.

Что касается изменения параметров улиц на набережных, то предполагается оптимизировать ширину полос и в некоторых местах изменить их количество. На участке набережной Академика Туполева предлагается организовать двусторонеее автомобильное движение, раз уж фактически оно и так там существует —  автомобили ездят в сторону области по трамвайным путям. Кроме того, в проекте предусмотрено развитие общественного транспорта вдоль Яузы, развитие велоинфраструктуры, а также речной экскурсионный маршрут.

Наследие для будущего

Одной из важных тем, которую участники интенсива развивали в проекте, было наделение новыми функциями старинных усадеб и дворцов на Яузе, которые сейчас или пустуют, или закрыты для посещения. Понимание, какие именно функции востребованы жителями и пользователями, появилось после проведения предпроектного социологического исследования. Например, учащиеся университетов, разбросанных по правому берегу, нуждаются в некоем общем кампусе. Так появилась идея приспособить для студенческой аудитории Лефортовский дворец, расположенный по соседству с Бауманкой. Сегодня там размещаются государственные архивы — военно-исторический и фонодокументов, и попасть в здание без специального пропуска невозможно. Уличный фасад дворца со стороны набережной скрыт хозяйственными постройками. Предлагается открыть часть архива, превратив его в публичную библотеку, и организовать во дворце студенческий центр.

На левом берегу в скором времени появится большой жилой район, в связи с чем очевидной становится нехватка мест для проведения досуга. Поэтому в усадьбе Строгановых на Яузе, где прежде располагался Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино», ребята предлагают открыть культурно-образовательный центр.

Новые функции исторических усадеб и дворцов

Еще одним элементом проекта стал поиск визуального кода, который мог бы способствовать позиционированию Яузы на карте города, благодаря разработке дизайна МАФов, ограждений, зонирования и мощения.

Яузская идентичность и айдентика

Для иллюстраций комплексных проектных предложений были выбраны участки набережной рядом с Центром дизайна Артплей и гидроузлом, усадьба Строгановых и Лефортовский дворец. Получилась вереница различных по характеру и настроению пространств, действительно составляющих анфиладу вдоль реки — от слегка сумасшедшей Сыромятнической набережной, яркое мощение которой и «супермаф» навеяно дизайн-кодом «Артплея», до парка на французский манер у усадьбы Строгановых и праздничной Лефортовской набережной.

Амфитеатр у Таможенного моста
Амфитеатр у Таможенного моста
Концепция супермафа
Концепция супермафа
Культурно-образовательный центр в усадьбе Строгановых
Культурно-образовательный центр в усадьбе Строгановых
Усадьба Строгановых. Новый открытый театр и пруд
Усадьба Строгановых. Новый открытый театр и пруд
Гидроузел и новый причал
Гидроузел и новый причал
Новая площадь возле Гидроузла
Новая площадь возле Гидроузла
Новый мост Разумовского и кафе возле гидроузла
Новый мост Разумовского и кафе возле гидроузла
Новый мост Разумовского и кафе
Новый мост Разумовского и кафе
Набережная Академика Туполева
Набережная Академика Туполева
Участок возле Лефортовского дворца. Генплан
Участок возле Лефортовского дворца. Генплан
Участок Яузы, где находятся Центр дизайна «Артплей», усадьба Строгановых, гидроузел и территория завода «Кристалл»
Участок Яузы, где находятся Центр дизайна «Артплей», усадьба Строгановых, гидроузел и территория завода «Кристалл»
Площадь перед МГТУ им. Баумана
Площадь перед МГТУ им. Баумана
Лефортовская набережная
Лефортовская набережная
Лефортовская набережная. Вид на Лефортовский дворец. Под искусственным холмом располагается парковка
Лефортовская набережная. Вид на Лефортовский дворец. Под искусственным холмом располагается парковка
Лефортовская набережная
Лефортовская набережная
Вид на Сыромятническую набережную из окна поезда
Вид на Сыромятническую набережную из окна поезда
Обновленная Сыромятническая набережная с супермафом
Обновленная Сыромятническая набережная с супермафом
читать на тему: