ДНК российской архитектуры, или Механика чуда: павильон России на ЭКСПО в Дубае
Если и существует некое «коллективное сознательное» представление о цвете российской архитектуры, актуальном на сегодняшний день, то где еще его искать, как не в павильоне России на Всемирной выставке — в официальном архитектурном манифесте и самом широко транслируемом вовне образе страны? Тем более, что бюро СПИЧ спроектировало павильон, в котором «планета Россия» трактуется как клубок многообразия «духовных скреп» и явлений, чья разность по сути и масштабу подчеркивается, с одной стороны, шестью яркими цветами, с другой — сложностью переплетений. А их гармоничность сосуществования между собой символизирует точность и совершенство найденной формы, в которую они в едином порыве слились.
Напряжение на пределе
Нынешняя Всемирная выставка, с октября привлекающая в ОАЭ миллионы туристов, стала квинтэссенцией «ярмарки тщеславия» сразу по нескольким причинам. Первая — долгое ожидание: ЭКСПО перенесли на год, и пересмотр системы ценностей, в которую в 2020-м впал весь мир, успел не только случиться, но и найти отражение в национальных экспозициях. Например, по признанию Сергея Чобана — руководителя авторского коллектива проекта павильона России — необычное многоцветие оказалось, в том числе, результатом глубоко личного переживания глобальной пандемии и ее последствий. На этом фоне инъекция позитива и энергии казалась жизненно необходимой вакциной. Сравните российские павильоны на ЭКСПО-2020 и на ЭКСПО-2015 в Милане: почти невозможно поверить, что их придумал один и тот же человек. Четкая геометричная форма, отделанная строгими деревянными ламелями, с взлетающим зеркальным козырьком-консолью — и взрыв цвета, символически укрощенный напряженной композицией объемов в духе эксприматики Якова Чернихова (и неизвестно еще, где раньше «рванет»).
Но это именно так. И хотя миланский павильон тоже был по-своему инновационен современным прочтением модернистского ордера, на сей раз архитектор предложил гораздо более смелый и неожиданный вариант, отстаивание которого на всех уровнях, а после — реализация фактически «по зуму», была отдельным непростым приключением.
Карнавал в центре пустыни
Все получилось так, как получилось, не без участия катализатора номер два — проведения ЭКСПО на территории Эмиратов. «Страна неограниченных возможностей» наложила свой глянцево-блестящий «черно-золотой» отпечаток буквально на все.
Буйство красок, разгул технологий, вакханалия света: впечатления от ЭКСПО-2020 — как от бразильского карнавала, помноженного на парад национальных достижений, каковым Всемирные выставки стремились быть скорее в индустриальную эпоху. Позже на смену демонстрации технических изобретений на первом плане оказался культурный обмен. Однако в Дубаи удивительным образом встретились обе традиции: на территории в 400 с лишним гектар не грех выставить и настоящую ракету или спутник, как это сделала Америка, или статую Давида, пусть и наполовину зарытую (видимо, для Италии это символ укоренения искусства в самых недрах ее земель). Так что будь место организации выставки другим — и павильон России выглядел бы иначе. И не только идеологически.
Например, «нити», опутывающие объем из двух вставленных друг в друга полусфер, могли бы быть из переработанного пластика: как никак, «устойчивое развитие» — одна из основных тем выставки. Но пластик быстро выгорает на солнце, а павильон России, наряду с несколькими другими постройками ЭКСПО, предполагалось оставить надолго в качестве российского культурного центра и развивать всю территорию выставки с уже готовой инфраструктурой как новый деловой район города. Поэтому выбрали алюминий: в Эмиратах как в эпицентре мирового небоскребостроения это самый ходовой продукт, который не требовал сложной логистики. Трубки диаметром 8 см и общей протяженностью 46 км согнули под разными радиусами и покрыли цветными полимерными составами, стойкими к агрессивным воздействиям.
Жарким климатом отчасти обусловлен и небольшой водоем вокруг павильона: в знойную погоду всестороннее взаимодействие с водой просто необходимо, а отражения постройки в водной глади — с учетом сложносочиненности поверхности ее фасадов — схожи с мерцающим миражом, напоминая о том, что от пустыни тебя отделяет какая-то сотня метров и обостряя то ощущение жизни вне любых границ и рамок, которая на ЭКСПО бьет ключом отовсюду.
ДНК российской архитектуры
И все же главное, что отличает российский павильон на Всемирной выставке этого года — невероятная концентрация культурных кодов и атрибутов национального бренда не столько в экспозиции (хотя и в ней тоже), но непосредственно в архитектуре. Собственно, ЭКСПО уже давно удерживает пальмовую ветвь самой архитектурной выставки, так как только для нее единовременно проектируется и возводится такое количество зданий-манифестов. А если вспомнить самую первую Всемирную выставку в истории — в лондонском Гайд-парке по инициативе принца Альберта, — то можно и вовсе сказать, что ЭКСПО — это прежде всего выставка архитектурных прорывов: тогда, в 1844 году, она прошла в Хрустальном дворце Джона Пакстона, построенном специально по этому случаю.
Положение же павильона России на территории ЭКСПО в Дубае обязывало вдвойне. Во-первых, одним из нововведений выставки стали так называемые «типовые» павильоны-кубики, которые могло себе позволить арендовать и «кастомизировать» любое государство, и организаторы таким образом привлекли рекордное количество стран-участников — 192. Тем самобытнее должен был быть облик «больших павильонов», к которым относился и российский.
Во-вторых, павильон замыкал одну из главных осей территории выставки — а значит, был обязан еще ярче выделяться на фоне своих соседей и закрепить статус «планеты Россия», вокруг которой вращается великое множество событий и возможностей (а не наоборот).
Соседи, как оказалось, тоже сделали ставку на цвет: павильон Таджикистана — как пестрый ковер, а павильон Перу — как узорчатое пончо. Несмотря на это, Сергею Чобану удалось создать нечто, ни на что не похожее — и одновременно похожее на все, что отзывается русской душе. «В России цвет и орнамент — одно из основных качеств архитектуры вообще, — говорит архитектор. — Можно сказать, что в них заключается ДНК российской архитектурной традиции — начиная от собора Василия Блаженного и заканчивая Лентуловым и Экстер». Бесконечные переплетения линий шести оттенков подобраны так, чтобы даже издалека цвета не только не сливались, но даже образовывали кажущийся рельеф, хотя на самом деле прилегание алюминиевых трубок к несущей оболочке близко к идеальному.
Форма самой оболочки не менее выразительна и содержательна: интегрированные друг с другом сферические объемы напоминают и матрешку, и русский православный собор с его нижним и верхним храмом, и купола Бухары.
Если же говорить более глобальным языком, понятным всем, то палитра павильона — это символ многообразия России (национальностей, верисповеданий, языков, вызовов), а в его композиционном решении воплощена идея постоянного движения «как залога неостановимого поступательного развития, творчества и прогресса». Неслучайно темой экспозиции, размещенной под чернеющим куполом высотой почти 15 метров, стала «Механика Чуда», а ее главным героем — креативный мозг. «Нашей экспозицией мы подчеркиваем связь креативных усилий поколений российских ученых с современным состоянием мира, в котором мы живем, — объясняет Константин Петров, руководитель Simpateka Entertainment Group. — Открытия в науке о мозге станут, пожалуй, самыми важными открытиями, которые человечество сделает в XXI веке. Чем лучше мы разбираемся с тем, как работает мозг, тем больше мы восхищаемся его сложностью и продуктивностью. И учимся применять эти принципы сложности и продуктивности в самых различных областях: от конкретных технологий до принципов устройства общества».
Так что логично предположить, что глядя на павильон России на ЭКСПО-2020, мы смотрим на самом деле не только на клубок событий, явлений и «духовных скреп». Мы смотрим на гигантский мозг, переплетение извилин в котором — пресловутый гордиев узел мирового устройства, отделяющий нас от устойчивого развития и благополучия во всех смыслах. И у нас наконец есть шанс разобраться, как он работает — не разрубить, а разобраться, «понять умом», хоть великий классик и отрицает такую возможность. Тогда мы сможем действительно все.
Расположение: ОАЭ, Дубаи, территория ЭКСПО-2020
Авторы проекта: СПИЧ / Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин, Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова
Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона: Константин Петров, Simpateka Entertainment Group
Общая площадь: 3630 м2
Этажность: 3
Площадь террас: 151 м2
Общая высота: 26,75 м
Общий диаметр здания: 37 м
Диаметр малого купола: 19, 7 м
Высота малого купола: 10,6 м
Диаметр экспозиционного купола: 36,4 м
Высота экспозиционного купола: 14,37 м