«Счастливый город» ЗИЛ-Юг

Хотим на юга: концепция мастер-плана района ЗИЛ-Юг

На неформальном Архсовете Москвы, который прошел на медиаплатформе Generation ZIL, урбанист и городской планировщик бюро Яна Самакаева рассказала о концепции мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, разработанной голландским бюро KCAP Architects & Planners, — второй половине полуострова ЗИЛ, проект планировки на которую подготовили в Институте Генплана Москвы. Основные тезисы звучат более, чем привлекательно: погружение разнообразной — и преимущественно 5-7-этажной — застройки в природный ландшафт, использование при строительстве деревянных CLT-панелей, приоритет пешехода и «общие зоны» для всех участников движения — эта концепция была впервые предложена голландским инженером-транспортников Гансом Мондерманом, но в России пока нигде не реализована. Одним словом, ЗИЛ-Юг обещает стать еще одним масштабным градостроительным экспериментом, за протеканием которого будет интересно следить.

Предлагаемые изменения в разработанные проекты планировки территорий (ППТ)

Чтобы обогатить городскую ткань и укрепить позицию «ЗИЛ-Юг» в его непосредственном окружении, мы предлагаем два основных вмешательства в базовый каркас ППТ. Во-первых, это Центральный парк: он не только свяжет «ЗИЛ-АРТ» и парк на самой площадке вдоль железной дороги с набережной на востоке и районом Nagatino i-Land — он также создаст особенное общественное пространство внутри городской ткани.

Во-вторых, это пешеходный бульвар, который соединит станцию метро «ЗИЛ» и «ЗИЛ-Восток» с набережной на юге. Бульвар станет привлекательным маршрутом, дополненным серией небольших площадей, и создаст дружественную пешеходную ось, вдоль которой расположится вся социальная инфраструктура «ЗИЛ-Юг». В свою очередь, деловой бульвар свяжет станцию метро «ЗИЛ» через набережную и Nagatino i-Land со станцией метро «Технопарк».

Все вышеупомянутые вмешательства включены в новый пространственный каркас района с взаимодополняющими разномасштабными общественными пространствами, создающий привлекательный контекст и устойчивую основу для самой застройки. За неимением других мест в рамках внутренней структуры каркаса ППТ, все новые пространства размещаются в границах земельных участков.

На схемах видны существующие в ППТ и предлагаемые новые связи мастер-плана
На схемах видны существующие в ППТ и предлагаемые новые связи мастер-плана

Мультимодальная система мобильности

Очень важная глава мастер-плана — мультимодальная система мобильности. Мы проповедуем дизайн, ориентированный на людей. ЗИЛ-Юг — это пешеходный и связанный район, город коротких расстояний, в котором в пределах 15 минут каждый житель сможет от порога дома дойти до общественных, социальных, коммерческих и деловых пространств. 

Это здоровый район с деревьями в уличных профилях, с минимально возможным количеством автомобильного трафика и минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Человек всегда на первом месте, но и всем остальным участникам движения обеспечивается комфортное, беспрепятственное и безопасное перемещение: у каждого своя отдельная зона. В частности, на территории ЗИЛ-Юг поощряется использование общественного транспорта, поэтому для него предусмотрены собственные полосы движения — только в этом случае он оказывается комфортнее, качественнее и быстрее других альтернатив.

Схема основных транспортных связей показывает планируемую городскую улично-дорожную сеть: магистральные улицы городского и районного значения, а также места связей нашего района с существующей или планируемой городской УДС. ЗИЛ — это пункт назначения, скорее всего без сквозного транзита, поэтому появилось предложение пересмотреть интенсивность автомобильного трафика, предложенного в ППТ, и интерпретировать его, внедряя идеи мультимодальности. Еще один важный для нас вопрос касается целесообразности строительства параллельной к МКЖД городской магистрали, которая еще больше отрежет ЗИЛ-Юг от района ЗИЛ-АРТ.

Характеры улиц обусловлены общественными пространствами или функциональными магнитами, к которым они примыкают. Так, у нас есть категории городских магистралей, парковых улиц, парковых аллей, пешеходных артерий, вертикальных и соседних улиц. В большинстве улиц есть возможность размещения интегрированных парковочных карманов.

Четыре слогана «Жить у реки», «Жить у парка», «Жить в саду» и «Жить в деловом квартале» помогут не только разнообразить саму территорию, но и предложить новый продукт на рынке недвижимости бизнес-класса в Москве
Четыре слогана «Жить у реки», «Жить у парка», «Жить в саду» и «Жить в деловом квартале» помогут не только разнообразить саму территорию, но и предложить новый продукт на рынке недвижимости бизнес-класса в Москве

Мозаика ЗИЛа для жизни

Территория ЗИЛ-Юг станет архипелагом для четырех различных характерных зон под названием «Речные кварталы», «Урбан-сады», «Парковые кварталы», «Деловые кварталы». Каждый квартал отвечает определенному набору градостроительных принципов, а также определенной концепции атмосферы, ландшафта и применяемых типологий. 

Жизнь у реки 

Виды на реку из гостиной, открытые связанные с рекой дворы, среднеэтажная террасированная застройка первой линии, высотные доминанты второй линии. Максимизация видовых характеристик, натуральные материалы благоустройства и разделение общественного и частного пространства посредством визуальных барьеров и высотных отметок. 

Первая очередь строительства отвечает всем заданным принципам и становится настоящим первооткрывателем всего потенциала территории. В речных кварталах будут применяться новые прогрессивные технологии строительства, а именно деревянные панели CLT. 

Жизнь в саду 

Защищенный периметральной застройкой внутренний мир урбан-вилл — это место для городского фермерства и жизни на первом этаже в окружении максимального количества зелени. В этой зоне самая низкая разрешенная мастер-планом высотность, что способствует формированию здесь гуманного масштаба среды. 

Жизнь у парка

Это когда у тебя парк вместо двора и ты живешь в уникальном по своей архитектуре здании, формирующем фронт и визитную карточку всего района. Когда в кварталах максимизирован спектр разнообразных типологий, а значит, свобода выбора и богатство жилой среды. 

Жизнь в деловом квартале 

Максимальная близость к станции метро, функционально-наполненная активная среда, традиционные замкнутые и полузамкнутые кварталы с высотными акцентами, строгость ландшафтного дизайна. 

Мы обозначаем места для знаковых архитектурных доминант, где дизайн должен стать чем-то за гранью воображения — своего рода приглашение звездным архитекторам оставить свой красочный след на ткани района ЗИЛ-Юг. Эти объекты будут запечатлены в памяти всех гостей и жителей района, с ними будут ассоциировать эту территорию.

Градостроительные регламенты

Мы разработали набор градостроительных регламентов для работы с объектами трех масштабов:  весь мастер-план, характерные зоны и каждый отдельно взятый участок. Это, например, распределение высот и гуманный масштаб: вместо традиционных 12-14-этажных сплошных стен мы формируем застройку стабильной 5-7-этажности и размещаем локально высотные акценты. Кроме того, на всей территории мастер-плана определена высотность узнаваемых доминант и максимальная высотность характерных зонсдля формирования единого силуэта застройки. Плюс для каждой характерной зоны разработаны свои углубленные регламенты, а для каждого участка — паспорт с основными принципами, который будет выдаваться архитектору участка как техническое задание. 

Многофункциональная среда и культурный каркас: двойное назначение социальной инфраструктуры

На первый взгляд может показаться, что на территории предусмотрено только жилье. На самом деле процентное соотношение ППТ позволяет активировать практически все первые этажи территории и не только. Это позволит привнести в район богатый набор функций и сформировать по-настоящему активную среду 24/7. Наибольшая активность сосредоточена вдоль основных общественных пространств: набережная, парки и бульвары насыщены ритейлом и кафе, плазы окружены комьюнити-центрами и другими поддерживающими функциями, супермаркеты, услуги, бытовая торговля, офисы и коворкинги сосредоточены вдоль путей следования общественного транспорта. 

Для нас важна не только пространственная, но и социальная характеристика будущего района. Кто будет в нем жить, как будут использоваться общественные пространства, какие активные функции поддержат тот или иной участок? Мы проработали три возможных сценария ежедневных и выходных маршрутов в зависимости от пользователей: местное население, те, кто работает на территории или вблизи нее, те, кто работает за пределами территории и туристы. Разнообразное функциональное наполнение первых этажей проработано именно в соответствии с этими маршрутами. 

Как было сказано ранее, в ППТ не обозначены места для крупных культурных или развлекательных объектов, поэтому мы предлагаем дать зданиям и участкам социальной инфраструктуры возможность двойного использования. Новые методики обучения детей могут стать магнитом для всей территории ЗИЛ-Юг. Интегрированные в здания школ лектории, выставочные пространства, театр, бассейн, спортивный зал, стадионы и детские площадки на участках должны стать частью благосостояния всех жителей района и быть открытыми для них в вечернее время, иногда даже в дневное и по выходным. 

Мы считаем, что ландшафт должен быть функциональным, что должно быть отражено и в привлекательном дизайне. Во всех наших общественных пространствах мы применяем системы биодренажа, технологий задержания и очищения ливневой воды. Это высыхающие пруды, затопляемые площадки, мини-дренаж в профилях. Мы высаживаем лес — как для прогулок, так и для защиты от негативного воздействия окружающих факторов, мы интегрируем деревья во все наши профили, чтобы сделать среду максимально здоровой и гуманной. Используем экологичные долговечные материалы и минимизируем пластик
Мы считаем, что ландшафт должен быть функциональным, что должно быть отражено и в привлекательном дизайне. Во всех наших общественных пространствах мы применяем системы биодренажа, технологий задержания и очищения ливневой воды. Это высыхающие пруды, затопляемые площадки, мини-дренаж в профилях. Мы высаживаем лес — как для прогулок, так и для защиты от негативного воздействия окружающих факторов, мы интегрируем деревья во все наши профили, чтобы сделать среду максимально здоровой и гуманной. Используем экологичные долговечные материалы и минимизируем пластик
Главный парк насыщен разнообразными функциями и активен в любое время дня, здесь есть места для спорта и спокойного отдыха, вода присутствует везде, а в зимнее время пруды превращаются в катки, холмы — в снежные горки
Главный парк насыщен разнообразными функциями и активен в любое время дня, здесь есть места для спорта и спокойного отдыха, вода присутствует везде, а в зимнее время пруды превращаются в катки, холмы — в снежные горки

Общественные пространства: от S до XL

Источником вдохновения для стратегии общественных пространств и благоустройства стало доиндустриальное прошлое территории, а именно три кольца: реликтовая тюфелева роща, открытые поля с серией прудов и река с максимально природной береговой линией. Будучи некогда царскими охотничьими угодьями, эта удивительная роща была местом силы, куда писатели, художники и простые жители Москвы приезжали отдохнуть от суеты будничных дней. 

Интерпретируя прошлое, мы проектируем прогрессивный город XXI века, максимально погруженный в природу в ее естественном виде, где каркас общественных пространств доминирует над застройкой и ставится на первое место. Иерархия общественных пространств решается пятью масштабами: XL  — парки и набережные, L — бульвары и площади, M — сеть неформальных маршрутов, S — сады и дворы, XS — балконы и террасы.

У каждого парка и набережной XL – своя идея и дизайн. Мы объединили северный и центральный парк воедино и хотим обратить внимание на важность качественных связей нашего парка с парком Тюфелева роща. Нам бы хотелось рассматривать их как единую большую систему, когда один парк дополняет другой и становится абсолютно иным по характеру, а переход между ними оказывается для человека еще одним приключением. 

Роща — максимально природная: в ней появляется настоящий лес, защищающий район от шумового воздействия железной дороги и новой автомобильной магистрали, и разновысотные холмы. У центрального парка две зоны: солнечная городская сливается с внутриквартальным маршрутом за линией знаковых архитектурных доминант, а природная зона с прудами и каналами «сшита» с городской мягкими границами. В местах пересечения с дорогами парк получает приоритет, зеленые зоны в профилях увеличиваются, пешеходные переходы расширяются и где-то даже полностью занимают поверхность асфальта. По центру парка проходит основной маршрут, на который, как кровеносные сосуды, нанизываются второстепенные пути и связи с окружением. 

Второй масштаб L — это пешеходный бульвар по центру района, деловой бульвар от станции к реке, набережный бульвар вдоль затона. Эти пешеходные артерии поддержаны серией общественных площадей разных масштабов, дизайн которых связан с характерной зоной, в которой они расположены. 

Центральная площадь — это пульсирующая точка, на которой встречаются основные пешеходные потоки парка, бульвара и диагонали. Габариты площади позволят проводить на ней различные мероприятия: концерты, рынки, лекции, устраивать открытый кинотеатр, выставки и инсталляции; по центру расположен большой водный элемент. На время некоторых особо крупных событий движение общественного транспорта можно перекрывать. Мощение полосы ОТ на этом участке предлагается делать таким же, как на площади, вывести полосы с один уровень и организовать здесь зону совместного использования транспортом и пешеходами. 

На пути пешеходного бульвара мы предлагаем организовать две общественные плазы. Площади будут функционально поддержаны коммьюнити-центрами и точкой проката средств активной мобильности: велосипедов, самокатов, электрических средств передвижения. Одна из них находится между первой и второй очередями застройки. Дизайн из плавных линий предусматривает организацию буферной зеленой зоны между дорогой и самой площадью и открытых пространств перед комьюнити-центром.

Следующая группа площадей находится вблизи делового бульвара и получает более строгое исполнение. Деловая площадь — первое место, куда попадают пассажиры метро, — поддержана функциональным разнообразием окружающей застройки. Преобладающая коммерческая и офисная функция и прокат средств передвижения, в том числе электромобилей.

Помимо вышеперечисленных есть и другие: первая площадь района у первой очереди строительства, которая активирует всю территорию, а также фронтальная дополнительная площадь у станции метро.

Кроме того, проектом предусмотрена сеть выполненных в едином стиле внутриквартальных пешеходных маршрутов. Эти альтернативные открытые маршруты поддержаны активными функциями, они свяжут все участки района ЗИЛ в узнаваемую систему и позволят развивать добрососедские отношения — не только внутри своего двора или в масштабах одного участка, но и в масштабах характерного подрайона и всего района в целом. Узнаваемое одинаковое мощение, максимальное озеленение, мини-дренаж – основные принципы маршрутов формата M. 

Мы также разрабатываем набор регламентов по дворам, принадлежащим к определенной характерной зоне, и исследуем их взаимосвязи. Мы думаем о стратегии временного ландшафта и увязываем ее с очередностью строительства: предлагаем проводить pop-up-мероприятия, возводить временные объекты и постепенно и экологично развивать и активизировать всю территорию и ее ландшафт. 

Соучаствующее проектирование

Это еще один очень важный и прогрессивный аспект подхода к территориальному планированию района ЗИЛ-Юг. С самого начала проекта «Группой Эталон» и коллегами из Citymakers организована платформа Generation-ZIL, на которой проходят мероприятия и дискуссии между экспертами на тему потенциала нового района. Программа вовлечения будущих жителей, воркшопы с заинтересованными сторонами, а также возможность высказаться открыто любому человеку — прогрессивная методика, выделяющая территорию ЗИЛ-Юг из похожих проектов.

Следите за новостями, уже прошедшими дискуссиями и анонсами будущих обсуждений здесь

читать на тему: