Молодо-зелено: в чем секрет сервисных апартаментов в Сочи, ставших самыми дорогими в России
Или как так получилось, что молодое бюро megabudka спроектировало чуть ли не первую в стране элитную курортную недвижимость по мировым стандартам.
От люксовых гостиниц к резиденциям: первый отечественный девелопер в сфере «курортной элитки»
Вообще говоря проект MANTERA Seaview residence с самого начала сопровождают рекорды, премьеры и уникальные в своем роде обстоятельства. Он родился на волне повышенного интереса к элитной жилой недвижимости в Сочи, который ожидаемо начался в России вместе с пандемией, и уже в 2021 году Сочи стал лидером по росту цен на жилую недвижимость в России, а в премиальном сегменте Сочи даже удалось обогнать Москву. Справедливость восторжествовала: где пальмы, там и первенство.
Сегодня, в середине 2022 года, когда границы глобально продолжают быть закрытыми, а выходов к морю у России если не уменьшилось, то уж точно не увеличилось, дефицит предложения курортной недвижимости все еще составляет более 2 млн м2. К такому выводу пришли специалисты проекта MANTERA Seaview residence, проанализировав спрос среди жителей городов-миллионников. При этом дефицит курортного предложения в высокобюджетном сегменте составляет более 300 тыс. м2, и прогнозируемый срок покрытия этого дефицита — 10-15 лет: по словам Елены Кабешевой, коммерческого директора MANTERA Seaview residence, именно сейчас люди готовы инвестировать в аналог летних дач или, наоборот, в недвижимость для зимних периодов года. Сочи, как мы понимаем, — это два в одном. При этом на рынке крайне мало новых проектов, которые бы соответствовали ожиданиям потребителя.
Неудивительно, что как раз в период такого ажиотажа на высококлассные курорты отечественного разлива и возникает бренд MANTERA: для его создателей Seaview Residence в Сочи — после многолетнего опыта работы с высококлассной гостиничной недвижимостью — стал пилотным проектом сервисных апартаментов deluxe-класса, «пробным шаром» на поле постоянно меняющегося рынка. Но прошел всего год с момента старта продаж — и средняя цена квадратного метра всего многообразия лотов проекта выросла от 2,5 до 3,4 млн руб./м2, а за пентхаус площадью 228,7 м2 в ходе закрытого сбора заявок во время пресейла достигла рекордного для России показателя в 6,5 млн руб./м2. И хотя другие аналогичные проекты пока не заявляются, но уже сейчас наравне с брендом MANTERA фигурирует новый девелоперский бренд Five — первый в России, который бы специализировался на дорогой курортной недвижимости. Осенью официально объявят следующие площадки для развития (видимо, их будет пять, но время покажет).
Круче, чем в Дубае и Майами?
Самое удивительное, что цифра в 6,5 млн./м2 экстраординарна не только для России. Эксперты компании Savills, проведя анализ брендированных резиденций в таких международно признанных элитных курортных локациях, как Майами, ОАЭ и Турция, пришли к выводу, что и здесь MANTERA Seaview residence с рекордной стоимостью пентхауса выбилась в лидеры. Что же можно такого создать в Сочи, чтобы оно было настолько конкурентоспособным с мировыми брендами? До такой степени, что как только стоимость отечественных апартаментов превысила 2,5 млн. руб./м2, их начали приобретать «для коллекции» те, у кого уже есть недвижимость в вышеупомянутых Дубае и Майами?
Во-первых, продолжая тему дефицита, аналитики отмечают особую нехватку российских проектов, которые бы не просто являлись аналогами жилых комплексов на морских побережьях или других природных аттракциях, а изначально проектировались бы с учетом инфраструктуры, необходимой как для курортного образа жизни, так и для создания мест приложения труда: конференц-залов, отелей и современных SPA. Так, в MANTERA Seaview residence будет включать пятизвездочный отель (со всеми вытекающими сервисами), фитнес- и спа-центр, самый большой в Сочи конференц-центр и клинику антистресса и ресурсного состояния здоровья. Особая составляющая – 11 бассейнов, из которых 8 – с морской водой: они будут располагаться как на благоустроенной территории, так и на террасах номеров определенной категории.
Во-вторых, элитные курортные проекты должны вносить еще бОльший вклад в развитие территорий, чем традиционные жилые комплексы. Так же, как во многих городах застройщиков жилья обременяют строительством дорог и социальной инфраструктуры и благоустройством общедоступных пространств, девелоперов люксовой курортной недвижимости — раз уж школы и детские сады востребованы в меньшей степени — сам бог велел обеспечить условиями для качественного отдыха и заботы о здоровье всех жителей региона, а не только своих резидентов. Поэтому, например, помимо внутреннего парка с масштабным озеленением и использованием более 1000 экзотических и местных растений, за пределами комплекса будет сформирована общественная зона отдыха – панорамный амфитеатр с видом на морское побережье, который станет центром притяжения других гостей курорта.
И в-третьих — хотя не исключено, что этот фактор следовало бы поставить и на первое место — качество самой архитектуры и благоустройства задает определенную планку и уровень качества: если все получится, то такой, какой в Сочи еще не видели. За него как раз и отвечает бюро megabudka, которое, хотя уже некоторое время и работает с рекреационными пространствами, но в проектировании именно сверхдорогой недвижимости — жилой или гостиничной — замечено не было. «В числе потенциальных покупателей апартаментов MANTERA Seaview residence — миллениалы: стартаперы, владельцы бизнеса, топ-менеджеры. Безусловно, это новый взгляд на респектабельные курорты, эстетику пространства и понимание комфорта. Поэтому нам важно было подключить молодых архитекторов, которые мыслят теми же категориями, и могут транслировать ценности, которые разделяют наши клиенты», — поясняет Елена Кабешева, коммерческий директор проекта. Кстати, за интерьеры тоже отвечает «молодежь»: бюро из Краснодара (оно так и называется — «БЮРО») специализируется как раз на гостиницах, а многие дизайнеры команды, как выяснилось, приехали в Краснодар из других городов (преимущественно из-за Урала) специально, чтобы заниматься подобными проектами.
Архитектура суперлюкса: объединить несовместимое, совместить необъединимое
Чтобы стать круче Майами и Дубая, пришлось их поженить. А заодно добавить Испанию, Калифорнию и, собственно, вишенку на коктейле — российские реалии. Имеретинская низменность, бурно развиваясь и разрастаясь после сочинской Олимпиады 2014 года, из разбросанных среди моря асфальта валунов стадионов она превратилась в живую среду со всем разнообразием «курортных» архитектурных стилей (хотя и не везде удачно воплощенных) и со всей необходимой инфраструктурой, включая круглосуточно бурлящую набережную. В 2020 году территория получила статус федеральной земли «Сириус», и у нее появился свой главный архитектор — с собственными представлениями о прекрасном. Соответственно, бюро megabudka предстояло сначала вывести формулу той самой «идеальной курортной архитектуры», а потом еще и вписать ее между сказочной китчевостью отеля «Богатырь» и парка аттрационов, стадионом «Фишт» и непосредственно огороженной территорией центра для одаренных детей «Сириус», благодаря которому Имеретинская долина и получила свое название: сначала под школу адаптировали одну из олимпийских гостиниц, затем «Студия 44» построила здесь научный и спортивный корпусы, а в дальнейшем запланировано развитие университетского кампуса. И если решать задачи первого типа — анализировать черты различных архитектурных течений и представлений и на их основе создавать новый выразительный язык — megabudka не впервой (именно так они получили, например, набор решений для своего «нового русского города»), то со вторым пришлось покорпеть изрядно. «Нам предстояло расположить наш комплекс между “Сириусом”, стадионом “Фишт” и отелем “Богатырь”, каждый из которых совершенно самостоятельный и неповторимый, — деликатно комментирует Артем Укропов, сооснователь бюро, — Но нам удалось найти такой образ, который органично вписался в контекст». Архитекторы учли даже «птичье» прошлое Имеретинки: до масштабной застройки именно здесь собирались тысячи перелетных птиц, в том числе очень редких. Сейчас потоки пернатых сократились обратно-пропорционально туристическим, хотя отдельные участки орнитологического парка, разбросанные по всей долине, сохранились. Зато силуэт MANTERA Seaview residence похож на раскрывшую крылья птицу.
Что до получившегося в результате сложных манипуляций и переосмыслений стиля, то в нем много характерных классических черт, которые универсальны в том смысле, что узнаваемы на всех континентах. Высокие арочные проемы и каннелюры формируют особую пластику фасадов. Форма каскада, которую придали корпусам, воссоздает эстетику южного города и морского окружения. В отделке, разумеется, преобладают светлые тона, используются металлические декоративные элементы и фрагментарная «уютная» деревянная отделка. «Отдельным вызовом было превратить остов вытянутого здания, спроектированного под ритейл и развернутого перпендикулярно к морю, в люксовые урбан-виллы, — рассказывает Артем Укропов. — Чтобы из каждой из них была видна вода, мы сделали на крышах видовые террасы, повернутые к берегу под разным углом: где-то это смотровая площадка, где-то башенка, так что виллы не похожи одна на другую». Эти индивидуальные видовые площадки получили название sky patio, на которых размещаются бассейны, летние кухня и зоны релаксации. С такого персонального «небесного патио» можно созерцать Кавказский хребет и самую живописную акваторию Сочи.
Помимо архитектуры частных резиденций и фасадов всех строений комплекса, бюро megabudka занималось благоустройством территории и ландшафтным дизайном прилегающего парка. «Зеленые стены» из бамбука, густые рощи с secret gardens, аллеи с разнообразными тропическими растениями — все это обеспечивает приватность гостям комплекса и позволяет разделить территорию на рекреации. В холмистой зоне, которая естественным образом отделяет двор комплекса от городской набережной, расположили спортивное ядро, детскую площадку и множество зон для тихого отдыха. Там же проложили длинный прогулочный маршрут, с которого открываются великолепные виды на море. Еще один круговой маршрут объединяет несколько садов — функциональных зон с разными видами растительности и особым настроением.
«Закрытая дворовая территория концептуально делится на две: плоскостную и холмистую. Плоскостная примыкает к зданиям отеля и апартаментов. Там создано большое количество как приватных, так и общественных зон для отдыха у бассейнов. Здесь же будет здание ресторана и главная входная группа на территорию отеля, живописная зона бассейна “Дикая река” с бунгало, цитрусовый сад со свадебным павильоном, а также сцена с костровищем и амфитеатром и пруд, обрамленный бамбуковой рощей», — рассказывает сооснователь бюро megabudka Дарья Листопад.
Со стороны набережной, по словам архитекторов, планируется оборудовать общедоступный сухой фонтан, амфитеатр на склоне холма, с которого можно любоваться закатом, а также несколько зон отдыха.
«Проект уже строится, и мы очень хотим сделать его хорошо, — резюмирует Артем Укропов. — В гостиничный бизнес попасть непросто, и если мы положительно себя рекомендуем, то сможем и дальше развиваться в туристическо-курортном направлении».