Новая «Волна»: от модернистского кафе к культурному центру
Выкса славится фестивалями современного искусства, качественной коллекцией паблик-арта, первым в России стрит-арт-парком на территории действующего завода, а кроме того замечательной природой. При этом городу категорически не хватает хорошей архитектуры. На фоне этого главная «обновка» города к ежегодному «Выкса-фестивалю» – реконструированное модернистское кафе, превратившееся в культурный центр с арт-резиденцией – небольшой, но очень значимый шаг к тому, чтобы менять городскую среду не только малыми формами, но и качественной архитектурой.
Восток – Запад
Здание бывшего кафе «Волна», построенного в 1985 году, расположено практически у кромки Нижнего пруда и обращено к нему основным фасадом с широкой террасой. Это добротная модернистская архитектура с авторским почерком, которую совсем не ожидаешь встретить в спальном районе в окружение безрадостных панельных домов. Есть в ней и позднесоветская романтика, и какая-то южная беспечность за счет террасы и открывающихся с нее видов на гладь пруда. Смелая нетиповая архитектура здания – объясняется его необычной судьбой: с самого начала «Волна» строилась не как кафе для рядовых советских граждан, а как заведение для иностранцев, к которым, как мы помним, всегда подходили с совсем иными мерками.
В конце 1970 годов Выксунский металлургический завод, градообразующее предприятие города, сильно расширился, в Японии было закуплено новой оборудование и, чтобы его наладить, в Выксу на несколько лет пригласили команду японских инженеров. Для японцев построили отдельное 9-тиэтажное общежитие на берегу Нижнего пруда, а поскольку контактировать с иностранцами советским гражданам лишний раз не полагалось, к общежитию добавили кафе, соединенное с ним переходом.
Работу над объектами вел проектный институт «Горьковгражданпроект», а непосредственно кафе занимался архитектор Сергей Медведев: «В 70-е годы прошлого века велось в основном типовое строительство. Я был молодым специалистом, и мне повезло, что это кафе попало ко мне на рабочий стол. Такой заказ для архитектора был редкой творческой работой, которая случается, наверное, раз в жизни. Я следил за происходящим во всемирной архитектуре и работал над этим кафе с оглядкой на опыт архитектора Алвара Аалто, который вписывал свои здания в природную среду, и архитектора Фрэнка Ллойда Райта, построившего знаменитый стеклянный дом над водопадом. Мне хотелось вписать кафе в природу вокруг. Создать здание, которое распахивает окна на выксунскую природу».
Мечта реализовалась: небольшой светлый павильон кафе отличается от окружающей унылой застройки выразительной пластикой стен и ориентирован на пруд, на который смотрит широкими окнами и открытой высокой террасой. Кстати японцам, этим ценителям природы, архитектура пришлась очень по вкусу «Строили здание с душой, внутри была хорошая отделка. Тарелочки у нас были не фаянсовые, как во всех столовых, а фарфоровые. Главная зала выходила на балкон, японцы любили выходить на него и любоваться прудом», – вспоминает первая заведующая кафе «Волна» Раиса Маслихина. Так и получилось здание с модернисткой вольной западной эстетикой, но близкое по духу японским гостям.
Старое - «Новое»
Когда японская делегация уехала, «Волна» продолжила работу — и какое-то время была одним из самых популярных заведений Выксы. По воспоминаниям бывших сотрудников, кафе первым начало работать ночью — до 4:00. В 1990-е и 2000-е сюда неизменно привозили всех московских знаменитостей, заезжавших на гастроли. Впрочем, уже к 2010-м популярность «Волны» сошла на нет: она закрылась и много лет стояла заброшенной и подурневшей, пока в 2019 году фонд «ОМК-Участие», благодаря которому в Выксе проходят фестивали и создается много всего хорошего, не решил вернуть ее к жизни, но уже в новом качестве, превратив в культурный центр с арт-резиденцией.
Строго говоря, арт-резиденция в Выксе работала уже много лет и довольно успешно. Но располагалась она в одном из скучных выксунских зданий, а главное за высоким забором, что сводило на «нет» саму идею связанности арт-резиденции с городом. В этом плане здание, спроектированное Сергеем Медведевым, с его заложенными в архитектуру приветливостью и открытостью, подходило куда больше.
Для преобразования кафе в арт-центр пригласили молодое бюро «Новое» во главе с Сергеем Неботовым, которое как раз в 2019 году возвело в парке «Павильон будущего», ставший одной из самых заметных фестивальных построек Выксы. Несмотря на то, что у здания бывшего кафе не было никакого охранного статуса, бюро взялось максимально сохранить первоначальную архитектуру постройки и особую романтичную эстетику модернизма. В первую очередь архитекторы избавились от поздних искажений, вычистив здание фактически до голых стен. Во-вторых, взялись сохранить изначальную логику планировки. Поскольку «Волна» была кафе полного цикла, то помимо зала со столами, здесь была большая кухня по центру здания и заготовочный цех. Именно эти три части – зал, кухня, цех – превратились в три зоны обновленной «Волны»: культурный центр и арт-резиденцию, состоящую из мастерских и жилого блока. Историческая структура здания, разделенного на общественное и рабочее пространства повторилась в новом качестве: пространство для горожан, и пространство для гостей резиденции.
От общего к частному
Культурный центр представляет собой не очень большое многофункциональное пространство, которое может быть как местом для лекций, круглых столов и всевозможных обсуждений, так и камерной выставочной площадкой. Эту ее функцию продемонстрировали к открытию нового места с помощью выставки «Советский общепит. Мечты и реальность» от Московского музея дизайна, рассказывающей о нормативах сервировки и подачи в советских столовых, кафе и ресторанах. Прелесть этой части в ее немногословности: расчищенные стены и потолки, демонстрирующие кладку и балки, из цветов – белый, серый и тон бетона, минимум мебели, трансформируемые перегородки и огромные окна, которые смотрят на террасу. И здесь архитекторы АБ «Новое» даже усилили эффект, задуманный Сергеем Медведевым, в рамках реконструкции окнам были заменены на современные с тонкими рамами, минимальной расстекловкой и максимальной площадью стекла. «Мы постарались максимально проявить идею природы, проникающей в интерьер. И новые окна дали замечательный эффект: здание стало более современным. Уверены, что именно к такому образу и стремилась изначальная архитектура, просто не было еще технологий, позволяющих создавать такие большие стеклопакеты», - рассказывает Сергей Неботов.
Арт-резиденция состоит из жилых пространств и двух мастерских, которые отделены от культурного центра и живут своей тихой и камерной жизнью. Вечером, когда культурный центр закрывается, у резидентов есть свой вход в здание.
Мастерские расположились в пространстве бывшей кухни и неслучайно. Кухню Сергей Медведев сделал очень освещенной, благодаря второму свету и вертикальным окнам. Одна двух мастерских вышла максимально солнечная, двухуровневая: идеальное пространство для живописи или графики. Вторая заметно сумрачнее, хотя тоже не лишенная верхнего света, благодаря остроумному планированию – этой зоне достался небольшой световой колодец. В основном здесь искусственное освещение, а сама мастерская рассчитана на работу с глиной, деревом, металлом. Здесь же расположено основное для них оборудование.
В бывших заготовочных цехах теперь жилая часть резиденции: 4 удобных, свежих, но довольно спартанского вида комнаты с санузлами, полностью оборудованная кухня и очень обаятельная гостиная, в которой встретились модернизм, эстетика кафе и простой советский уют, который привнесли уже сотрудники резиденции: благодаря им здесь появился диван, как сейчас любят говорить, в стиле mid-century и ковер на полу. А на стенах Сергей Неботов воспроизвел яркие оттенки масляной краски, которой были покрашены цеха и кухня до реконструкции: розовый, яичный, голубой, зеленый. На идеально выровненных поверхностях, без характерного масляного блеска советских красок, эти цвета смотрятся благородно и неожиданно эстетски. На полу в кухне и гостиной арт-резиденции – историческая метлахская плитка: очищенная, восстановленная и вернувшаяся на место. Такое внимание к истории не осталось без отклика: «Я бесконечно тронут мастерством и качеством проведённых работ по восстановлению первоначального образа здания, а размещение Арт-резиденции в его стенах тактично адаптированы в авторскую идею, - говорит архитектор кафе «Волна» Сергей Медведев . – Невероятно, но пространственное решение, образ кафе продолжают волновать профессиональное поколение двухтысячных. Мне очень приятно, что при проведении реконструкции был бережно сохранен образ и авторский замысел, а на это способен только человек искренний, беззаветно преданный своей профессии".
Резиденция и культурный центр уже открылись, принимают выставки и гостей. А фасад пока в процессе обновления. Здесь уже убрали поздние наслоения, добавили слой утеплителя и белой штукатурки, но нет пока главного: того, что окончательно свяжет «Волну» с набережной и Нижним прудом. С одной стороны террасы еще предстоит восстановить лестницу, которая будет вести прямо в культурный центр и станет по всей видимости главным входом. А с другой – появится пандус, который, наконец, сделает «Волну» полностью инклюзивной, поскольку все остальные пространства выстроены уже с расчетом на это. И эти две части – лестница и пандус, мягко спускающиеся к набережной, словно приветливо протянутые руки , – должны окончательно связать здание и природу, арт-пространство и город, идеалы модернизма и современности.