Новая «Волна»: от модернистского кафе к культурному центру

Выкса славится фестивалями современного искусства, качественной коллекцией паблик-арта, первым в России стрит-арт-парком на территории действующего завода, а кроме того замечательной природой. При этом городу категорически не хватает хорошей архитектуры. На фоне этого главная «обновка» города к ежегодному «Выкса-фестивалю» – реконструированное модернистское кафе, превратившееся в культурный центр с арт-резиденцией – небольшой, но очень значимый шаг к тому, чтобы менять городскую среду не только малыми формами, но и качественной архитектурой.

Восток – Запад

Здание бывшего кафе «Волна», построенного в 1985 году, расположено практически у кромки Нижнего пруда и обращено к нему основным фасадом с широкой террасой. Это добротная модернистская архитектура с авторским почерком, которую совсем не ожидаешь встретить в спальном районе в окружение безрадостных панельных домов. Есть в ней и позднесоветская романтика, и какая-то южная беспечность за счет террасы и открывающихся с нее видов на гладь пруда. Смелая нетиповая архитектура здания – объясняется его необычной судьбой: с самого начала «Волна» строилась не как кафе для рядовых советских граждан, а как заведение для иностранцев, к которым, как мы помним, всегда подходили с совсем иными мерками.

В конце 1970 годов Выксунский металлургический завод, градообразующее предприятие города, сильно расширился, в Японии было закуплено новой оборудование и, чтобы его наладить, в Выксу на несколько лет пригласили команду японских инженеров. Для японцев построили отдельное 9-тиэтажное общежитие на берегу Нижнего пруда, а поскольку контактировать с иностранцами советским гражданам лишний раз не полагалось, к общежитию добавили кафе, соединенное с ним переходом.

Работу над объектами вел проектный институт «Горьковгражданпроект», а непосредственно кафе занимался архитектор Сергей Медведев: «В 70-е годы прошлого века велось в основном типовое строительство. Я был молодым специалистом, и мне повезло, что это кафе попало ко мне на рабочий стол. Такой заказ для архитектора был редкой творческой работой, которая случается, наверное, раз в жизни. Я следил за происходящим во всемирной архитектуре и работал над этим кафе с оглядкой на опыт архитектора Алвара Аалто, который вписывал свои здания в природную среду, и архитектора Фрэнка Ллойда Райта, построившего знаменитый стеклянный дом над водопадом. Мне хотелось вписать кафе в природу вокруг. Создать здание, которое распахивает окна на выксунскую природу».

Кафе «Волна». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Кафе «Волна». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Кафе «Волна». Фото предоставлено Сергеем Медведевым.
Кафе «Волна». Фото предоставлено Сергеем Медведевым.
Виды здания до реконструкции. Предоставлено АБ «Новое»
Виды здания до реконструкции. Предоставлено АБ «Новое»
Виды интерьеров до реконструкции. Предоставлено АБ «Новое»
Виды интерьеров до реконструкции. Предоставлено АБ «Новое»

Мечта реализовалась: небольшой светлый павильон кафе отличается от окружающей унылой застройки выразительной пластикой стен и ориентирован на пруд, на который смотрит широкими окнами и открытой высокой террасой. Кстати японцам, этим ценителям природы, архитектура пришлась очень по вкусу «Строили здание с душой, внутри была хорошая отделка. Тарелочки у нас были не фаянсовые, как во всех столовых, а фарфоровые. Главная зала выходила на балкон, японцы любили выходить на него и любоваться прудом», – вспоминает первая заведующая кафе «Волна» Раиса Маслихина. Так и получилось здание с модернисткой вольной западной эстетикой, но близкое по духу японским гостям.

Старое - «Новое»

Когда японская делегация уехала, «Волна» продолжила работу — и какое-то время была одним из самых популярных заведений Выксы. По воспоминаниям бывших сотрудников, кафе первым начало работать ночью — до 4:00. В 1990-е и 2000-е сюда неизменно привозили всех московских знаменитостей, заезжавших на гастроли. Впрочем, уже к 2010-м популярность «Волны» сошла на нет: она закрылась и много лет стояла заброшенной и подурневшей, пока в 2019 году фонд «ОМК-Участие», благодаря которому в Выксе проходят фестивали и создается много всего хорошего, не решил вернуть ее к жизни, но уже в новом качестве, превратив в культурный центр с арт-резиденцией.

Строго говоря, арт-резиденция в Выксе работала уже много лет и довольно успешно. Но располагалась она в одном из скучных выксунских зданий, а главное за высоким забором, что сводило на «нет» саму идею связанности арт-резиденции с городом. В этом плане здание, спроектированное Сергеем Медведевым, с его заложенными в архитектуру приветливостью и открытостью, подходило куда больше.

Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Исходная планировка. Предоставлено АБ «Новое»
Исходная планировка. Предоставлено АБ «Новое»
Функциональное зонирование. Предоставлено АБ «Новое»
Функциональное зонирование. Предоставлено АБ «Новое»
Макет. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Макет. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».

Для преобразования кафе в арт-центр пригласили молодое бюро «Новое» во главе с Сергеем Неботовым, которое как раз в 2019 году возвело в парке «Павильон будущего», ставший одной из самых заметных фестивальных построек Выксы. Несмотря на то, что у здания бывшего кафе не было никакого охранного статуса, бюро взялось максимально сохранить первоначальную архитектуру постройки и особую романтичную эстетику модернизма. В первую очередь архитекторы избавились от поздних искажений, вычистив здание фактически до голых стен. Во-вторых, взялись сохранить изначальную логику планировки. Поскольку «Волна» была кафе полного цикла, то помимо зала со столами, здесь была большая кухня по центру здания и заготовочный цех. Именно эти три части – зал, кухня, цех – превратились в три зоны обновленной «Волны»: культурный центр и арт-резиденцию, состоящую из мастерских и жилого блока. Историческая структура здания, разделенного на общественное и рабочее пространства повторилась в новом качестве: пространство для горожан, и пространство для гостей резиденции.

От общего к частному

Культурный центр представляет собой не очень большое многофункциональное пространство, которое может быть как местом для лекций, круглых столов и всевозможных обсуждений, так и камерной выставочной площадкой. Эту ее функцию продемонстрировали к открытию нового места с помощью выставки «Советский общепит. Мечты и реальность» от Московского музея дизайна, рассказывающей о нормативах сервировки и подачи в советских столовых, кафе и ресторанах. Прелесть этой части в ее немногословности: расчищенные стены и потолки, демонстрирующие кладку и балки, из цветов – белый, серый и тон бетона, минимум мебели, трансформируемые перегородки и огромные окна, которые смотрят на террасу. И здесь архитекторы АБ «Новое» даже усилили эффект, задуманный Сергеем Медведевым, в рамках реконструкции окнам были заменены на современные с тонкими рамами, минимальной расстекловкой и максимальной площадью стекла. «Мы постарались максимально проявить идею природы, проникающей в интерьер. И новые окна дали замечательный эффект: здание стало более современным. Уверены, что именно к такому образу и стремилась изначальная архитектура, просто не было еще технологий, позволяющих создавать такие большие стеклопакеты», - рассказывает Сергей Неботов.

Культурный центр и выставка «Советский общепит». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Культурный центр и выставка «Советский общепит». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Выставка «Советский общепит». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Выставка «Советский общепит». Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Распределение световых потоков.
Распределение световых потоков.
Детали.
Детали.

Арт-резиденция состоит из жилых пространств и двух мастерских, которые отделены от культурного центра и живут своей тихой и камерной жизнью. Вечером, когда культурный центр закрывается, у резидентов есть свой вход в здание.

Мастерские расположились в пространстве бывшей кухни и неслучайно. Кухню Сергей Медведев сделал очень освещенной, благодаря второму свету и вертикальным окнам. Одна двух мастерских вышла максимально солнечная, двухуровневая: идеальное пространство для живописи или графики. Вторая заметно сумрачнее, хотя тоже не лишенная верхнего света, благодаря остроумному планированию – этой зоне достался небольшой световой колодец. В основном здесь искусственное освещение, а сама мастерская рассчитана на работу с глиной, деревом, металлом. Здесь же расположено основное для них оборудование.

Вход в арт-резиденцию и мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Вход в арт-резиденцию и мастерские. Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Фото предоставлено фондом «ОМК-Участие».
Архитектор кафе «Волна» Сергей Медведев и архитектор КЦ «Волна» Сергей Неботов.
Архитектор кафе «Волна» Сергей Медведев и архитектор КЦ «Волна» Сергей Неботов.

В бывших заготовочных цехах теперь жилая часть резиденции: 4 удобных, свежих, но довольно спартанского вида комнаты с санузлами, полностью оборудованная кухня и очень обаятельная гостиная, в которой встретились модернизм, эстетика кафе и простой советский уют, который привнесли уже сотрудники резиденции: благодаря им здесь появился диван, как сейчас любят говорить, в стиле mid-century и ковер на полу. А на стенах Сергей Неботов воспроизвел яркие оттенки масляной краски, которой были покрашены цеха и кухня до реконструкции: розовый, яичный, голубой, зеленый. На идеально выровненных поверхностях, без характерного масляного блеска советских красок, эти цвета смотрятся благородно и неожиданно эстетски. На полу в кухне и гостиной арт-резиденции – историческая метлахская плитка: очищенная, восстановленная и вернувшаяся на место. Такое внимание к истории не осталось без отклика: «Я бесконечно тронут мастерством и качеством проведённых работ по восстановлению первоначального образа здания, а размещение Арт-резиденции в его стенах тактично адаптированы в авторскую идею, - говорит архитектор кафе «Волна» Сергей Медведев . – Невероятно, но пространственное решение, образ кафе продолжают волновать профессиональное поколение двухтысячных. Мне очень приятно, что при проведении реконструкции был бережно сохранен образ и авторский замысел, а на это способен только человек искренний, беззаветно преданный своей профессии".

Резиденция и культурный центр уже открылись, принимают выставки и гостей. А фасад пока в процессе обновления. Здесь уже убрали поздние наслоения, добавили слой утеплителя и белой штукатурки, но нет пока главного: того, что окончательно свяжет «Волну» с набережной и Нижним прудом. С одной стороны террасы еще предстоит восстановить лестницу, которая будет вести прямо в культурный центр и станет по всей видимости главным входом. А с другой – появится пандус, который, наконец, сделает «Волну» полностью инклюзивной, поскольку все остальные пространства выстроены уже с расчетом на это. И эти две части – лестница и пандус, мягко спускающиеся к набережной, словно приветливо протянутые руки , – должны окончательно связать здание и природу, арт-пространство и город, идеалы модернизма и современности.

читать на тему: