Вид на Пречистенскую набережную © Евгений Михайлов

«Остоженка». Начало

2020-й — год 30-летия архитектурного бюро «Остоженка», которое возникло — вместе со своим названием — на почве московского одноименного района и проекта его реконструкции. Вместе с Александром Острогорским и инициированной им архивной публикацией из ПР86 мы предлагаем вспомнить подробности этого проекта, который иногда называют точкой отсчета новейшей истории отечественной архитектуры.

«Технико-экономическое обоснование проекта комплексной реконструкции кварталов №№ 131–144 района ул. Остоженка с разработкой сводного генплана комплексной застройки и благоустройства» было выполнено в 1988–89 гг. специально для этого созданным Научно-проектным центром Московского ордена Трудового Красного Знамени архитектурного института (МАРХИ) —  архитекторами А. А. Скоканом, Р. С. Баишевым, А. Л. Гнездиловым, Д. В. Гусевым, которые в 1992 году открыли бюро «Остоженка». Сегодня история проекта описывается так: при строительстве домов для номенклатуры в районе улицы Остоженки был снесен памятник архитектуры, что вызвало возмущение жителей. Ответом на публичную критику стало предложение разработать для этих кварталов комплексный проект развития. Задачу поручили созданному специально для этого Научно-проектному центру МАРХИ под руководством Александра Скокана. В работе также участвовали специалисты из НИиПИ Генплана Москвы, Мосинжпроекта, географического факультета МГУ (они готовили социально-экономический анализ). За основу для публикации взят подготовленный к сдаче проекта реферат, состоящий из пояснительной записки и основных карт и схем. За исключением нескольких карт и таблиц документ публикуется полностью.

Материалы обследования территории: размещение организаций и предприятий
Материалы обследования территории: размещение организаций и предприятий
Исследование визуальных особенностей существующей среды (акцентов, характерных сюжетов) и возможных методов работы с ней с целью «возрождения характера уличной среды»
Исследование визуальных особенностей существующей среды (акцентов, характерных сюжетов) и возможных методов работы с ней с целью «возрождения характера уличной среды»

Характеристика района и его положение в системе городского центра

Район проектирования ограничен улицей Остоженкой, Соймоновским проездом, Кропоткинской набережной, Крымским проездом.

Целью данной работы является выработка комплексной градостроительной политики при реконструкции одного из важных участков центра Москвы, прилегающего к Москве-реке в непосредственной близости к главному градостроительному ансамблю центра —  Кремлю. Важной специфической характеристикой района является то, что в отличие от других участков центра, он не стал до сих пор объектом серьезных реконструктивных мероприятий и, несмотря на некоторые утраты исторической застройки и общий упадок, в большой степени сохранил свои композиционно-пространственные качества, характерные для традиционной московской городской среды.

Основной коммуникационно-функциональной осью района является ул. Остоженка, проходящая по верхним отметкам прилегающей к реке территории. Территория, расположенная ниже, между верхней береговой террасой и рекой, связана с улицей Остоженкой сетью поперечных переулков, спускающихся вниз. Эта часть района приобрела урбанистические черты гораздо позднее, чем прилегающая к Остоженке, так как берег долгое время оставался неукрепленным и использовался как складская, перевалочная территория.

Исторические события, связанные со строительством храма Христа Спасителя, а также Дворца Советов наложили определенный отпечаток на рассматриваемый район.

Так, строительство многоэтажных жилых домов вдоль Остоженки и Соймоновского проезда, а также престижных домов и особняков вдоль набережной в северной части района во многом объясняется поднятием ценности территорий непосредственно прилегающих к храму.

В то же время даже непостроенный на месте снесенного храма Дворец Советов оказал противоположное влияние на прилегающий район, так как благодаря этому он рассматривался как обреченный на снос, что затормозило здесь на многие годы всякую строительную деятельность.

Несмотря, или, точнее сказать, благодаря всем этим коллизиям, планировочная структура района сохранилась полностью и даже есть возможность восстановить утраченные еще в XVIII и XIX вв. проезды и переулки.

Торгово-обслуживающие объекты размещаются более или менее равномерно по обеим сторонам Остоженки от Кропоткинской площади (сейчас площадь Пречистенские ворота — прим. ред.) до пересечения с ул. Дмитриевского (сейчас 1-й Зачатьевский пер.  — прим. ред.) с южной стороны улицы и до пересечения с Барыковским переулком —  с северной. Со стороны Крымской площади торговля размещается в зданиях между Турчаниновым и Хилковым переулками на углу с Коробейниковым пер. и в двух домах на противоположной стороне улицы.

Набережная, несмотря на идущие вдоль нее активные транзитные транспортные потоки и близость к Кремлю, не утратила традиционную для нее безлюдность и черты захолустности. Современное функциональное насыщение набережной не соответствует ее важному положению в системе центра.

Как и везде в пределах Садового кольца Москвы, в исследуемом районе преобладает жилой фонд старой постройки (I860–1930 гг.), сильно изношенный, с высокой долей коммунальных квартир (в среднем более 60%, в ряде домов —  все квартиры коммунальные). Это связано с начавшимся процессом выселения жителей из домов, предназначенных для сноса и реконструкции, а также с низкой престижностью изношенного жилья реконструк рованных старых районов Москвы, преобладанием в нем коммунальных квартир, которые по мере освобождения в них комнат либо не заселяются, либо заселяются остро нуждающимися и потому непритязательными соискателями. Старая планировка многих зданий с наличием в квартирах большого количества комнат (в обследованном районе в ряде случаев до 7) и большой площадью этих комнат осложняет в перспективе использование этих квартир для односемейного заселения без изменения планировки.

Положение района ул. Остоженки в системе городского центра (функционально-коммуникационный аспект)
Положение района ул. Остоженки в системе городского центра (функционально-коммуникационный аспект)
Характеристика рельефа
Характеристика рельефа
Коммуникационно-функциональная организация
Коммуникационно-функциональная организация
Пространственная организация
Пространственная организация

Предпосылки, задачи и концепция реконструкции

Предпосылками реконструкции района ул. Остоженка являются, во-первых, его престижное положение в системе центра города с раскрытием на реку, в непосредственной близости от Кремля; а во-вторых — деградированное состояние городской среды, уничтожение ценной исторической застройки и крайне запущенное состояние жилых зданий и инженерных сетей.

Изучение исторических особенностей района, его положения в системе центра Москвы, функционально-коммуникационный и ландшафтно-морфологический анализ существующего положения района составляют объективную основу, дающую возможность определить цели градостроительной реконструкции —  сформулировать конструктивную программу действий, направленных на взаимоувязанное решение социально обусловленных задач развития района.

Эта программа должна предполагать более интенсивное использование ценной городской территории с целью восстановления традиционной для этого района жилой среды, а также коррекцию существующего функционального зонирования, диктуемую современной градостроительной ситуацией, в сочетании с бережным отношением к историко-культурной ценности реконструируемого района.

Общая концепция проекта ориентирована на использование и развитие исторически сложившейся ландшафтно-пространственной и функционально-коммуникационной организации среды, на восстановление утраченных элементов планировки и застройки и создание новых —  композиционно и стилистически увязанных с историческим окружением.

Концепция ландшафтно-пространственной организации территории предполагает сохранение высокой и плотной застройки на верхних отметках естественного рельефа вдоль ул. Остоженки, восстановление малоэтажной и разреженной вокруг Зачатьевского монастыря, а также заполнение новой застройкой пустот и брешей во внешнем контуре района.

Согласно концепции коммуникационно-функциональной организации предполагается сохранение преимущественной концентрации торгово-обслуживающих объектов вдоль ул. Остоженки в увязке с расположением транспортно-пересадочных узлов, притягивающих и распределяющих главные пешеходные потоки. Объекты деловых функций предполагается сконцентрировать вдоль набережной, где из-за активного транспортного движения нежелательно размещение жилья.

Торгово-обслуживающий центр, рассчитанный на обслуживание жителей района, предполагается организовать в глубине района, на пересечении ул. Дмитриевского и Курсового пер.

Общественные объекты культурного назначения предполагается размещать на периферии района —  вдоль набережной и по ул. Остоженке. Таким образом, срединная часть района предназначается исключительно для размещения и развития жилья и связанных с ним объектов —  школ и детских садов, а периметр района, выходящий на городские транспортные магистрали, —  для размещения общественных объектов, являющихся элементами городского центра.

Участки и очередность реконструкции

На основании предполагаемого проектом функционального зонирования территории района, а также учитывая границы исторических землевладений и возможность проведения реконструктивных мероприятий в разных местах района в различное время и за счет различных капиталов-ложений, предусматривается расчленение кварталов на более мелкие «участки комплексного проектирования и реконструкции».

Функциональное зонирование: жилье и инфраструктура, торговля и сфера услуг, культура и досуг, учреждения и гостиницы
Функциональное зонирование: жилье и инфраструктура, торговля и сфера услуг, культура и досуг, учреждения и гостиницы
Условия определения очередности реконструкции
Условия определения очередности реконструкции
Схема режимов реконструкции
Схема режимов реконструкции

Застройка, существующая или проектируемая на каждом таком участке, соответствует определенному морфотипу, что определяет рекомендуемую проектом этажность и объемно-планировочную характеристику.

Внутриквартальные пешеходные бульвары располагаются, как правило, за пределами участков и являются элементами открытой системы городского центра, тогда как сам участок, ограниченный зданиями, оградами или другими элементами благоустройства, является изолированным фрагментом городской среды с четко фиксированными входами и ясно очерченной, контролируемой территорией, близкой по своим пространственным параметрам традиционному московскому «двору».

Каждый участок, в зависимости от конкретной ситуации, имеет разное функциональное содержание и разную потенциальную емкость, определяемую возможностью реконструкции существующей на нем застройки и строительства новой.

Очередность реконструкции определена по проекту следующими факторами: наличие ценной в историческом и архитектурно-художественном плане застройки, нуждающейся, в силу своего физического состояния, в безотлагательной реставрации и реконструкции, а также участки, практически готовые для нового строительства, то есть утратившие свою застройку или имеющие безусловно ветхую и не имеющую исторической архитектурной и утилитарной ценности —  первая очередь реконструкции до 1995 года; участки с относительно сохранной застройкой или связанные с длительными сложными процедурами для подготовки нового строительства на пустых территориях (конкурсное проектирование на ответственных в градостроительном смысле местах, обеспечение инженерными коммуникациями и т. д.) — вторая очередь реконструкции до 2000 года.

Предполагается, что участки первой и второй очереди реконструкции будут использоваться в основном для жилья, поэтому они включаются в план развития жилого фонда центра города,

В то же время целый ряд участков, преимущественно вдоль набережной, по разным причинам непригодны для жилого использования, и, потому предназначены для культурных и деловых функций, могут быть освоены за счет специальных целевых капиталовложений в непредсказуемые сроки.

Объемно-пространственное решение

Проектом предусматривается сохранить существующую сеть улиц и переулков, а также существующие исторически сложившиеся красные линии. Предполагается также восстановить утраченные элементы планировки —  переулки, существовавшие раньше и хорошо просматриваемые еще на планах сер. XVIII в. Кроме того, учитывая сложившиеся уже в наше время стихийные пешеходные связи через кварталы, предлагается некоторые из них превратить в благоустроенные и озелененные пешеходные бульвары, изолированные от жилых дворов.

Поскольку большинство жилых кварталов находятся в деградированном состоянии и утрачены целые фрагменты их застройки, необходимо восстановить плотность застройки до параметров, соответствующих их исторической емкости. Так, если в начале XX века процент застроенности территории превышал 60%, а в настоящее время упал до 30%, то в проекте предполагается выйти на цифру 45%.

Вместо незастроенных пустырей будут получены компактные и изолированные жилые образования, близкие по масштабу к традиционным для этого района жилым дворам, дающим более социально осмысленную жилую среду.

Общими проблемами для всего района, требующими «сквозного» проектирования, являются система благоустройства, определенного стиля городской дизайн, включающий мощение, типы профилей улиц и переулков, освещение, приемы оформления витрин и всего цокольного уровня района, цвет и фактура стен новых сооружений, ограды.

Проектная схема морфологического зонирования
Проектная схема морфологического зонирования
Схема функционального использования застройки (существующее положение)
Схема функционального использования застройки (существующее положение)
Схема функционального использования застройки (проект)
Схема функционального использования застройки (проект)
Схема озеленения
Схема озеленения

Организация движения пешеходов и транспорта. Гаражи и стоянки

Район ул. Остоженки располагается на территории, со всех четырех сторон которой проходят магистральные улицы следующих категорий (по последней классификации проекта генерального плана): главная магистраль центра (Садовое кольцо); основные районные магистрали (ул. Остоженка и Кропоткинская набережная) и районная магистраль центра (Соймоновский проезд как участок Бульварного кольца).

Размещение остановочных пунктов наземного общественного транспорта на Садовом кольце и ул. Остоженке обеспечивает пешеходную доступность этих остановок в радиусе до 400 м для всей территории района, кроме его южной части между Турчаниновым и Савельевским (сейчас Пожарский —  прим. ред.) переулками. Для более полного обслуживания этой части района, после выноса транзитного грузового потока с Кропоткинской набережной, по ней предлагается пропустить маршрут наземного транспорта.

Ширина проезжей части набережной сохраняется в существующих габаритах (три полосы движения на участке в узком месте от ул. Дмитриевского до начала развязки у Крымского моста). Однако в проекте даны предложения по возможному расширению набережной на перспективу.

Для транспортного обслуживания застройки сохраняется существующая сеть жилых улиц и переулков. Она же обеспечивает и пешеходные связи жилой застройки с тротуарами магистральных улиц. Новые пешеходные связи запроектированы, в основном, в направлениях «Садовое кольцо» —  «Бульварное кольцо» в виде внутриквартальных пешеходных бульваров.

Система пешеходных бульваров и тротуары магистральных улиц обеспечивают и достаточно удобные связи со станциями метрополитена «Кропоткинская» и «Парк культуры», которые находятся в радиусе 600-метровой пешеходной доступности для большей части территории (по существу, вне этого радиуса находится только территория Зачатьевского монастыря).

Пешеходные зоны запроектированы в районе Зачатьевских переулков и на части Хилкова переулка, прилегающей к Кропоткинской набережной. 

Сеть местных улиц и переулков обеспечивает также связь запроектированной системы гаражей и стоянок с магистральными улицами. Грузовое движение на этих улицах и переулках будет ограничено только функциями торгово-коммунального обслуживания.

В проекте заложена следующая концепция решения задачи размещения мест постоянного хранения: все места хранения решаются как подземные гаражи в связи с крайне недостаточной территорией для озеленения и других элементов внешнего благоустройства. Гаражи размещаются, как правило, в местах строительства новых жилых зданий и при возможности используют их подвальные этажи. В связи с невозможностью строительства вторых пандусных въездов, ряд гаражей пришлось ограничить вместимостью не более 50 мест, а для обеспечения требований удаления въездов от застройки ряд въездов запроектированы закрытыми (что в дальнейшем потребует решения задачи вентиляции).

Для временного хранения легковых автомобилей предлагается использовать проезжие части жилых улиц, кроме того, открытые площадки на 3–5 автомобилей будут размещены при внутриквартальных проездах (на стадии проектов застройки кварталов).

Открытые служебные стоянки предусмотрены также у гостиниц и во дворе нового делового здания на набережной.

Приведенные выше количественные показатели по всей системе гаражей и стоянок показывают, что территориальные возможности района c учетом использования подземного пространства позволяют удовлетворительно решить эту проблему для района ул. Остоженки.

читать на тему: