Романтичные холмы, оранжерея-зиккурат, «12 месяцев» и вездесущая пергола: победители и финалисты конкурса на «Тучков буян»
18 сентября были объявлены победители международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге. Рассказываем обо всех финалистах и пытаемся разобраться, почему победили те, кто победили.
Собственно, можно сказать, что наши прогнозы сбылись. Победил априори самый сильный союз петербургского и иностранного бюро, а именно «Студия 44» вместе с голландцами из WEST 8 (у которых уже есть серьезный опыт работы в России — и в северной столице в частности). Второе место отдали одной из двух самых именитых компаний в списке финалистов — притцкеровским лауреатам Herzog & de Meuron со швейцарским партнером JV Vogt. Третье же место досталось одной из двух команд, заявленных как «молодые» (в данном случае — АБ «Хвоя» вместе с KARAVAN landskapsarkitekter): организаторы так тщательно акцентировали эту «дорогу молодым», что без них пьедестал не был бы полным.
Тем интереснее разобраться в этом, в общем, предсказуемом раскладе в привязке к конкретным проектам — и выяснить, что, кроме политики, стоит за выбором жюри.
1-е место. «Романтический парк Тучков Буян». «Студия 44» (Россия, Санкт-Петербург) + WEST 8 (Нидерланды, Роттердам)
Акцент концепции сделан на создании романтических пейзажных видов и раскрытии городской панорамы. Невозможно угадать, какой вид откроется перед вами, когда вы повернете за угол или подниметесь на холм. По словам авторов, это парк для долгих прогулок и наблюдений за рассветами и закатами, за сменой сезонов и настроений, за водными отражениями, бликами солнца и луны. Парк наполнен разнообразными пространствами, где естественная речная природа сочетается с оживленной городской жизнью.
Один из членов жюри Франческо Бандарин, бывший заместитель генерального директора ЮНЕСКО, неслучайно проводит параллель между «Романтическим парком» «Студии 44» и Парком Зарядье в Москве: помимо того, что Санкт-Петербург как объект культурного наследия (как и территория московского Кремля) «требует особого отношения к панораме города и визуальному воздействию», новую топографию «Тучкова буяна» тоже формируют холмы — четыре насыпных возвышения. Они и создают заявленные романтические пейзажи «за каждым поворотом»: расступаются, образуя удобные проходы к реке и виды на главные городские доминанты, создают автономные визуальные «бассейны» и укромные пространства, приподнимают точки панорамного обзора окрестностей.
И в то же время — играют функциональную роль: делят парк на зоны тихого и активного отдыха, огораживают от городского шума и суеты, позволяют вырастить лес (хвойный на северных склонах, лиственный — на южных), рассредоточивают публику по распластанным пологим склонам, увеличивая вместимость парка, и, конечно, содержат в себе, на манер гротов, различные заведения досуга, сервиса и общественного питания. Многофункциональный павильон так и назван — «Грот»: в нем есть выставочный зал Карельской геологии и кафе.
Все наземные здания сосредоточены вдоль улицы Сперанского — это оранжерея с разными микроклиматами (тропический, черноморский, средиземноморский и микроклимат Каспийского моря), ресторан и инфоцентр. Перед оранжереей организована площадь — она переходит в извилистый променад набережной «Поцелуй Невы», рядом с которой расположены амфитеатр, две детские площадки и плавающая сцена на воде. Еще одна площадь на территории парка — Театральная: это пространство для театральных и художественных постановок под открытым небом, от нее расходятся дорожки в другие зоны парка. При этом нижний уровень тропиночной сети ведет вдоль подножия холмов, иногда на них поднимаясь, а верхний — соединяет все объекты парка через систему мостов.
«Дополненная» романтика проекта состоит в том, что в нем найдутся, пожалуй, все возможные виды парковый затей, причем как петровских времен, так и созвучные самым современным трендам: здесь есть фруктовый сад для прогулок и луг, чтобы зарыться в траву, зеленый лабиринт и скейт-площадка, сад камней и колоннада, отделяющая парк от проспекта Добролюбова. И в отличие от всех остальных проектов-финалистов, этот — единственный, где не задействовано здание Пеньковых складов — памятник федерального значения арх. Антонио Ринальди 1772 года (и, вполне возможно, это неслучайно).
2-е место. «Буян на Неве». JV Vogt (Швейцария, Цюрих) + Herzog de Meuron (Швейцария, Базель)
В основе концепции — историческая идентичность территории. Авторы представляют значение слова «буян» как несуществующий сказочный ландшафт — невидимый легендарный остров, топография которого на протяжении истории постоянно менялась. Совместив все топографические слои островов и малой Невы и наложив их друг на друга, участники получили контуры долины, воссоздающей естественный характер бывшей береговой линии, — авторы называют ее «картезианской решеткой». Эта долина и есть воплощение слова «буян».
Парк состоит из трех зон с различными типами ландшафта. «Долина» — участки с понижением рельефа — проходит через центральную часть, а с запада на ней находится озеро. Здесь находится затопляемая площадь, наполняющаяся талой водой или осадками в сезон. «Верхнее плато» представляет собой насыпные зоны у театра и набережной. Наконец, «лесной массив» расположен вдоль проспекта Добролюбова.
Вообще, если у «Студии 44» и WEST 8 планировку парка задают четыре холма, то проекту швейцарцев изначально свойственно некоторая тройственность: три типа ландшафта, три подземные зоны, три зеленые игровые площадки, три амфитеатра. А вышеупомянутое здание Пеньковых складов предлагается использовать для образовательных целей.
Все парковые функции, как и в проекте-победителе, «замаскированы» ландшафтом и расположены в трех подземных пространствах: многофункциональный павильон «зарыт» у набережной, фудкорт и и инфоцентр — у Дворца танца Б. Эйфмана. Третье подземное пространство с питомником растений, кафе и инфоцентром соединено с оранжереей.
Но, в отличие от «Романтического парка», оранжерея здесь — единственный объект, возвышающийся над землей. Ее высота равна 34, 9 м (как и у расположенного по соседству Дворца танца) и это, вероятно, самый «херцого-мероновский» элемент парка: заметный, архитектурно сложносочиненный, противопоставляющий себя горизонтально развивающемуся Петербургу. Подъем наверх, где организована смотровая площадка, — отдельный маршрут и приключение.
Однако этот же объект, судя по комментарию члена жюри — историка Бориса Кирикова, стал и главным камнем преткновения, предопределив именно 2-е, а не 1-е место: «Мы видим очень красивую высокую стеклянную оранжерею, выполненную в лучших традициях советского конструктивизма 20-х годов, но, к сожалению, в данном контексте смотрящуюся совершенно неуместно. В Петербурге жители ценят аутентичность городской среды и очень трепетно относятся к интеграции современной архитектуры в панораму центра города». Какими бы прозрачными ни пытались быть Herzog&de Meuron — что в Москве, что в Санкт-Петербурге их скульптурные монументальные объемы воспринимаются неоднозначно (вспомним историю с Бадаевским заводом). В то же время главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — как сторонний, но заинтересованный наблюдатель за этим конкурсом, поскольку совсем недавно столица прошла через опыт с Парком Зарядье, — отметил в своем instagram-канале, что деревья и зелень, какими мы видим их на видео и рендерах участников, будут расти долгие и долгие годы; и как раз такие аттракционы, как оранжерея-башня в проекте Herzog&de Meuron, делают парки яркими и запоминающимися и помогают приносить людям радость, пока растут деревья.
3-е место. «Больше, чем просто пейзаж». АБ «Хвоя» (Россия, Санкт-Петербург) + и KARAVAN landskapsarkitekter (Швеция)
Основное назначение парка — место, где можно отдохнуть от города. Это спокойное пространство, предназначенное для отдыха и созерцания, наслаждения ландшафтом. «Вплоть до середины XX века это место представляло собой постоянно меняющуюся ландшафтную «аномалию» в центре города, — пишут авторы. — Болото, полуостров, более крупный остров, небольшой архипелаг — и, наконец, что не менее важно, часть Петроградской стороны: в проекте отражена вся история взаимосвязей участка с водой. Обилие растений и многослойность поддерживают связь пространства с историей и природой города».
Таким образом, три выбранных типа ландшафта поддерживают тезис в авторском названии: «Городской лес», обрамляющий парк, является одновременно зеленым буфером; «Цветущие болота» на понижениях рельефа проходят через центральную часть парка и напоминают о прошлом города; «Луговые холмы» у театра становятся смотровыми площадками.
Применим к проекту АБ «Хвоя» и обратный слоган — «Больше, чем просто павильон»: все объекты, равномерно распределенные по территории, включая выходы из подземного паркинга, являются в то же время оранжереями и образуют альтернативный маршрут, заменяющий посещение основной оранжереи. При этом все технические функции спрятаны под землю, все общественные — размещены над землей, вдоль долины, с востока на запад: инфоцентр, ресторан, винный бар (отсылка к винным складам Ватного острова), амфитеатр со сценой, многофункциональный павильон и, наконец, главная оранжерея.
Заявленная авторами глубинная связь парка с водой подчеркнута такими объектами, как фонтан перед Дворцом танца Б. Эйфмана и детский игровой фонтан, а в непосредственной близости от территории стадиона «Петровский» предполагается размещение публичных терм, открытых к посещению круглый год. При этом все водоемы на территории играют также дренажную и накопительную роль, регулируя влажность и микроклимат. Что касается Пеньковых складов, в них также предлагается разместить образовательную функцию. И без сомнения, слова профессора Лоренса Барта Высшей школы АА о том, что «большое внимание уделялось решениям, подчеркивающим биологическое разнообразие, природные системы и непрерывность зеленых насаждений — даже в сложных условиях с точки зрения городского планирования», относятся к проекту АБ «Хвоя» в полной мере.
«Парк времен года». Agence Ter (Франция, Париж) + Philippe Rahm architectes (Франция, Париж)
Помните сказку Самуила Маршака «12 месяцев» о девочке, которая отправилась искать подснежники в лесу и встретила 12 сказочных персонажей-месяцев? Январь, Февраль, Март и т.д. в один момент представили ей смену всех сезонов. Так и в этом проекте современные биоклиматические и технические решения позволяют за одно посещение увидеть характерные черты различных времен года. Например, в одном из павильонов можно кататься на катке даже летом, а в оранжерее — смотреть на цветущие растения круглый год.
Таким образом, все функции сосредотачиваются в двух основных объектах парка: подземный павильон «Холодный полюс» с кафе, событийным пространством и катком сохраняет неизменный микроклимат благодаря сферической надувной крыше, которая может открываться/закрываться по необходимости. Второй павильон — «Горячий полюс» — это наземная оранжерея с субтропическим климатом, в которой расположены кафе, инфоцентр и прокат лодок. И хотя в целом концепция «12 месяцев», с ее йогой на лужайке в мае, загоранием на пляже в августе и плавучей сценой в июне, звучит довольно стройно, когда члены жюри говорили о «нежизнеспособности некоторых проектов», вероятно, они имели ввиду и французский вариант. Игры с климатом мы уже проходили в московском Зарядье — и эти опыты показали ограниченность возможностей подобных технологий, по крайней мере, в наших широтах. Дополнительная сложность проекта — создание еще одного искусственного канала, который охватывал бы всю территорию парка. Пеньковские склады — опять же задействованы: первый этаж открывается для публики и приспосабливается для культурных и досуговых функций, второй оставляется для непубличного использования.
«Природа | Культура» BIG (США, Нью-Йорк)
Основная идея концепции — переход от «культуры» города к «природе» реки. Парк состоит из двух составных частей. «Культурный парк» — часть территории с развитой системой дорожек, обращенная к городу, — раскрывает историю парков в Санкт-Петербурге. Здесь расположены павильоны с различными сервисами и функциями и имеется ряд интересных видовых точек.
«Природный парк» в непосредственной близости от Невы расположен на уровне фундаментной плиты и по мере приближения к реке приобретает характерный природный, дикий ландшафт. Обе части парка соединены импровизированными лестницами, выполняющими функцию амфитеатра, обращенного к воде.
Со стороны входа с площади Лихачева расположен павильон инфоцентра и кафе. Его крыша одновременно служит смотровой площадкой и частью зеленой инфраструктуры парка.
Остальные павильоны, встроенные в фундаментную плиту, сосредоточены на севере территории, граничат с существующим подземным паркингом и тоже сверху надежно укрыты зеленью. В них расположились оранжерея, многофункциональный павильон с кафе и залом для проведения мероприятий, технические и обслуживающие помещения.
В здании Пеньковых складов на сей раз предлагается расположить резиденцию художников: по вечерам и выходным там могут проходить различные мероприятия, а работы художников — выставляться прямо в парке.
Кажется, что в этом проекте смешались черты всех культовых объектов Бьярке Ингельса: здесь и «дом-восьмерка», «построенный» из наземных павильонов, и прозрачные беседки-капсулы из копенгагенского зоопарка, и яркие холмы парка Superkilen. Есть ощущение, что не хватило одной, новой и свежей идеи, которая бы объединила и примирила методы BIG с культурным ландшафтом Санкт-Петербурга, в который архитекторы так старались вписаться. С природным ландшафтом у них получилось значительно лучше.
«Лес». Kengo Kuma and Associates (Франция, Париж – Япония, Токио)
Японец Кенго Кума выступил в своем духе. Во-первых, предложил «вернуться к лесу», воссоздав на территории первобытные дикие заросли: когда деревья вырастут, парк станет настоящим лесом в самом центре города, улучшит качество городской жизни и отвлечет посетителей от спешки, даст возможность отдохнуть, подышать свежим воздухом и насладиться тишиной.
Во-вторых, выстроил деревянную мегаструктуру-перголу, которая одновременно соединяет все входы в парк, вмещает все парковые объекты и может использоваться для комфортного перемещения по территории при любой погоде, а на кровле создан дополнительный прогулочный маршрут среди верхушек деревьев, с которого открываются виды на панораму города. Не пергола — а буквально квитэссенция современного парка, с необходимой долей упорядоченности (ячеистая структура изнутри) и художественного хаоса (будто небрежно набросанные ветки сверху). Однако у многих она, возможно, будет слишком ассоциироваться с лабиринтами не так давно реконструированного Летнего сада. И это тот случай, когда подобие классическому образцу может сыграть не на руку.
Кстати, Пеньковые склады, как и BIG, Кенго Кума предложил отдать под арт-резиденции и помещения для выставок и мастерских.
«Великая природа». Michel Desvigne Paysagiste (Франция, Париж) + «Меганом» (Россия, Москва) + Orchestra Design (Россия, Санкт-Петербург)
Снова мы встречаем идею возвращении территории к корням — но не просто природным, аэкологическим. Авторы проекта не только воссоздают естественный ландшафт, с его болотами, мхами, травами и гранитными скалами, но и завязывают вокруг него всю программу парка, которая позволяет посетителям узнать об истории местности, бережном отношении к окружающей среде и возможностях гармоничного сосуществования с природой.
Именно поэтому центральная роль отведена подземному центру изучения экологии с выставочными и образовательными пространствами — это своего рода межуниверситетский хаб, где могли бы быть представлены коллекции СпбГУ про природную историю города и научные лаборатории других близлежащих университетов: с учетом такой уникальной просветительской функции парка все они наверняка захотели бы стать участниками проекта.
На кровле этих функциональных павильонов расположены водно-болотные угодья (к слову, установлено, что болота поглощают больше СО2, чем лес): они пронизывают всю территорию парка и окружают многочисленные уютные поляны, предназначенные для досуга посетителей и проведения мероприятий. От города парк отделяет зеленый буфер из деревьев, а со стороны набережной на входе в подземное пространство устроена площадь с амфитеатром.
Еще один смысловой и визуальный акцент сделан на оранжерее, продолжающей научно-исследовательскую линию. Ее купол является самой высокой точкой парка и здесь, помимо прочего, разместились кафе, книжный магазин, инфоцентр, конференц-холл и другие объекты. Куполу оранжереи вторит несколько куполов поменьше — световые окна подземных пространств.
Кроме того, традиционно отметим, что, по версии этой команды, размещается в здании Пеньковых складов: в некотором роде они замиксовали все предложенные варианты выше и поместили сюда администрацию парка, кафе, музей современного искусства и бутик-отель.
«Дух реки». Praxys paysage territoire (Франция, Париж) + KATARSIS (Россия, Санкт-Петербург)
Этот последний проект-финалист — второй из восьми, который проходил под грифом «молодые». Прежде всего — благодаря участию в команде петербургских архитекторов KATARSIS. Согласно их видению,Санкт-Петербург — город из камня и воды, один из немногих городов, построенных на островах. Авторы концепции предлагают впустить в парк воду, которая изменит существующие контуры территории и позволит проявиться живому островному ландшафту. Концепция парка открывает доступ к Неве и возвращает утраченную флору и фауну. Таким образом, главным формообразующим элементом становится озеро и система заболоченных каналов, которые пронизывают парк и делят всю территорию на отдельные острова, соединенные плотной тропиночной сетью с мостами. Вода изменяет ландшафт, а острова могут исчезнуть и появиться вновь.
Обязательная по техническому заданию оранжерея образует входную группу в парк со стороны проспекта Добролюбова. Многофункциональный павильон расположен в западной части парка: он имеет гибкую планировочную структуру и трансформируемый фасад для проведения публичных выступлений, концертов, лекций. В центре парка размещены амфитеатр и игровое пространство, в восточной части парка — кафе и информационный центр, а на западном берегу озера у улицы Сперанского — кафе со смотровой площадкой и фудмаркет. Здание же Пеньковых складов становится буквально одним из центральных объектов: здесь расположены образовательное и выставочное пространства, кафе и рестораны, а прилегающие территории активно используются для организации спортивных площадок и проведения мероприятий.
Как мы видим, каждый из финалистов так или иначе отвечал на вызов построить современный парк «из бетона» — возвести его поверх существующей фундаментной плиты и подземной парковки. Все справились с главным, по мнению члена жюри Елены Штиглиц, ландшафтным принципом для Санкт-Петербурга: «это должно быть что-то новое, но хорошо забытое старое» (отсюда болота, леса и скалы). Все проекты показали, что, по словам того же Лоренса Барта, «в области паркового дизайна мы достигли высокого уровня приверженности устойчивому развитию биологической и экологической систем города». И у всех это вылилось в четкое деление на наземную и подземную части: разница лишь в их функциональном насыщении, обыгрывании рельефа и расстановке визуальных акцентов.
Три проекта-победителя и впрямь представляют в этом плане три разных подхода: сбалансированность наземного и подземного у «Студии 44»+WEST 8, одна яркая архитектурная доминанта у Herzog&de Meuron, подземный парк в виде «распределенной оранжереи» у АБ «Хвоя».
Мог ли занять 2-е место, например, Кенго Кума или консорциум французов с «Меганомом»? Наверное, были бы правомерны и другие перестановки. Но если воспользоваться методом швейцарской команды и наложить друг на друга все смысловые «топографические слои» (в том числе и политический), то выбор судей, в самом деле, был единственно возможным.
Обещаем и дальше внимательно следить за развитием событий.
Справка о конкурсе
Конкурс стартовал с начала приема заявок на участие 15 ноября 2019 года и завершился объявлением победителей 18 сентября 2020 года. Оператором выступило КБ Стрелка. Изначально объявление победителей было запланировано провести в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2020 года, но в связи с принимаемыми мерами по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и в соответствии с рекомендациями Международного союза архитекторов было принято решение о переносе сроков сдачи работ на 7 августа 2020 года, а итоговое заседание жюри на 16-17 сентября 2020 года.
Конкурс проходил в два этапа: подготовка конкурса и выбор участников, разработка конкурсных предложений, последующая экспертная оценка разработанных проектов и определение победителя. К участию в первом этапе приглашались все желающие международные и российские ландшафтные архитекторы. На первый квалификационный отбор поступило 229 заявок из 50 стран мира, из которых было выбрано 8 финалистов.
Каждая из выбранных команд получила по $ 60 000, а для победителей предусмотрено дополнительное вознаграждение ($ 50 000, $ 30 000 и $ 20 000 за первое, второе и третье места соответственно).
В жюри вошли: главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев (председатель жюри), историк архитектуры Борис Кириков, российские архитекторы Юрий Земцов, Олег Романов и Сергей Чобан, ландшафтные архитекторы Елена Штиглиц, Мартин Рейн-Кано (Германия), Штефан Ротцлер (Швейцария) и Кен Смит (США), профессор урбанистики Лоренс Барт (Великобритания), профессор в области городского планирования Франческо Бандарин (Италия), научный сотрудник Французского национального центра научных исследований Патрик Блан (Франция), член Совета директоров Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP) Дидье Ванкуцем (Германия) и архитектор Джованна Карневали (Италия).
Ирен Джао-Ракитин (ландшафтный архитектор, Франция), член жюри с правом совещательного голоса, приняла решение выйти из состава жюри во избежание возможного конфликта интересов в ходе второго заседания жюри и рассмотрения конкурсных предложений.