Супрематический триптих для Шаболовки: новая архитектура в авангардном контексте
Участок в самом сердце легендарного Хавско-Шаболовского массива уже пережил не один проект: место ломбарда-холодильника 1950-х годов пытались освоить трехчастными объемами, продиктованными пятном застройки, несколько архбюро. И все предлагали ту или иную трактовку авангарда, которым пропитали район архитекторы объединения АСНОВА под руководством Николая Ладовского. Финальная версия принадлежит перу «Цимайло Ляшенко и Партнеры», и Александра Селиванова, историк архитектуры и директор расположенного по соседству Центра авангарда, уже окрестила их «тремя гламурными саквояжами». Чтобы разобраться, есть ли что-то общее у получившегося черно-золотого «триптиха» с авангардом и супрематизмом, мы попросили прокомментировать жилой комплекс «Композиция №24» ее авторов Александра Цимайло и Николая Ляшенко, а также историка и специалиста по русскому конструктивизму Николая Васильева.
Александр Цимайло и Николай Ляшенко:
Непрямая реплика
Архитектурный контекст района, безусловно, задал направление мысли. Но нам не хотелось делать прямые реплики конструктивизма, он скорее стал отправной точкой для творческого поиска. Конструктивизм зародился в 1920-1930 годах ХХ века, и мы с большим уважением относимся к тому времени как культурному событию. Это был период новаторства и бунтарства в творчестве. И одним из важнейших течений того времени стал супрематизм. Он фактически является некой частью конструктивизма. Если вспомнить произведения и модели, которые создавали творцы той эпохи, то стилистически это очень близко.
Красный угол
В то время архитектура и искусство были крайне тесно связаны. За основу мы взяли Малевича и его «Композицию в Красном углу», где впервые был представлен «Черный квадрат». Это событие было знаковым для всех творческих сфер начала прошлого века, послужило оно вдохновением и для нас.
Скрытая магия
Так, одной из ключевых особенностей проекта стала структура разноразмерных и разноуровневых квадратных окон, увеличивающихся от этажа к этажу. Более того, если посмотреть на жилой комплекс сверху, то можно увидеть, что три башни, из которых он состоит, квадратные в плане. Это придает определенную магию проекту, которая, возможно, не видна на первый взгляд, но определенно присутствует. Общее же цветовое решение также напрямую отсылает нас к русскому авангарду, где черный, золотой и красный были одними из наиболее часто используемых цветов.
Для нас важно создание гармоничной городской среды. Мы вдохновляемся духом и атмосферой времени, интерпретируем его по-своему и получаем уникальный современный объект.
Николай Васильев:
Не новый шедевр, но продолжение старого
Это не первая попытка интегрировать новый архитектурный объем в существующую застройку авангардного района, но довольно удачная, на мой взгляд. На Шаболовке с этим проектом появляется новый пример освоения района архитектурой, достаточно продуманной с точки зрения стиля и эстетики.
Внутри Хавско-Шабловского жилого массива он заявлен совершенно неординарно, но при этом не как некий шедевр, а как продолжение темы русского авангарда вообще. Здесь даже башни брендированы в честь выдающихся художников, чье творчество пронизано идеями авангарда.
Так, первое здание названо именем Наума Габо, видного скульптора, архитектора и теоретика искусств, который стал пионером в направлении кинетического искусства. Второе будет носить имя Сони Делоне, основательницы орфизма в живописи и первой женщины-художницы, удостоившейся прижизненной персональной выставки в Лувре — ее работы хрестоматийны для искусства ар деко. Третий дом в составе ЖК назван в честь Александры Экстер, признанного графика, дизайнера и театрального художника — «амазонки» русского авангарда.
Все по законам жанра?
Безусловно, сам по себе проект, предложенный «Цимайло, Ляшенко и партнеры», в этой строгой конструктивистской стилистике района очень выделяется. Но при этом в нем нет слишком уж явных архитектурных заигрываний. Все по законам жанра. Как, например, скругленные углы зданий, танцующие (но не слишком) окна или дерево, прорастающее посреди двора (вольный или нет, но оммаж павильону Ле Корбюзье на парижской выставке 1925 года). Это все те вещи, которые вполне могли бы быть реализованы в 20-е годы прошлого столетия, пусть и в классово другой ситуации.
Катализатор порядка
Надеюсь, что этот проект поможет привести в порядок архитектурный облик района, став своего рода катализатором для появления интересных, продуманных, качественных решений. Очень хотелось бы, чтобы новые стройки, которых в этом районе не избежать (из «ржавого пояса» он становится очень престижным, что и таит опасность для наследия), сохранили эстетику, заложенную авторами «Композиции №24». Кроме того, было бы прекрасно, если бы девелоперы научились учитывать общественные интересы и находить компромиссы между ожиданиями новых состоятельных жителей — с их стремлением к приватности и желанием обнести все заборами — с интересами простых, не столь состоятельных горожан, которые искренне трепетно относятся к историческому наследию своего района.