Цветовые температуры света от 2 200 К до 5 000 К

Светло, тепло, еще теплее…

Меняется среда, появляются все новые и новые технологические решения, мы наблюдаем изменение внешнего облика общественных пространств и в равной степени идет изменение отношения к освещению. Свет все так же решает вопросы навигации, зонирования пространства и расстановки акцентов, при этом внимание сейчас сосредоточилось на влиянии света на эмоциональное состояние человека: обеспечении комфорта и спокойствия. Посмотрим на тенденцию последних лет — использование теплого и сверхтеплого света.

Теплый свет и его притягательность 

Откуда столько доверия и любви к теплому свету? Теплый свет — это солнце, закат и рассвет. Желтый, оранжевый и даже красный. Это огонь, свет домашнего очага, символ жизни: в древние времена именно пламя помогало согреться и защитить свою жизнь. Поэтому до сих пор в нашем подсознании очаг — это там, где безопасно и тепло. Доказано, что воспринимаемый теплый свет способствует снижению выработки гормона стресса кортизола и, соответственно, расслабляет нашу нервную систему. В век тотального стресса, выгорания и недо­сыпания — это ровно то, что нужно каждому из нас.

Ресторан «Птицы», Казань. Дизайн интерьера — Юлия Мусина
Ресторан «Птицы», Казань. Дизайн интерьера — Юлия Мусина
Ресторан «Птицы», Казань. Дизайн интерьера — Юлия Мусина
Ресторан «Птицы», Казань. Дизайн интерьера — Юлия Мусина

Куда движется свет в общественных пространствах

В начале нулевых, с приходом светодиодных технологий, значимая часть световых решений лежала в более холодных, чем сейчас, цветовых оттенках как продолжение тренда использования популярных на тот момент люминесцентных ламп. Зачастую применялось освещение с цветовой температурой 4 000 К, 5 000 К, а то и 6 000 К. Что связано с тем, что производство теплых люминесцентных ламп сложнее и дороже, чем холодных.

В прошлом десятилетии LED-источники света заняли доминирующее положение на рынке, в том числе и благодаря тому, что технология производства позволяет изготавливать светодиоды практически любой цветовой температуры. Это стало драйвером возврата к привычным теплым 3 000 К, что были у лампы накаливания еще в «долюминесцентные» времена. 

Ресторан Loro, Москва. Дизайн-проект и концепция освещения — Евгения Ужегова, Livingnow Studio
Ресторан Loro, Москва. Дизайн-проект и концепция освещения — Евгения Ужегова, Livingnow Studio
Ресторан Loro, Москва. Дизайн-проект и концепция освещения — Евгения Ужегова, Livingnow Studio
Ресторан Loro, Москва. Дизайн-проект и концепция освещения — Евгения Ужегова, Livingnow Studio

И более того, свет делается еще теплее: если 5 лет назад при проектировании интерьера ресторана или отеля архитекторы выбирали между 3 000 К и 4 000 К, то сейчас выбор в основном идет между 2 700 К и 3 000 К, а в отдельных зонах все чаще внедряются решения 2 200 К и 2 400 К.

Прекрасный пример использования сверхтеплого света — недавно открывшийся отель Karmann’s в Светлогорске Калининградской области, где локальное освещение в номерах выполнено на даунлайтах с цветовой температурой 2 400 К.

Тандем архитектора Олеси Левкович (архитектурное бюро LEVKOVICH Architects) и светодизайнера Ксении Ланикиной (бюро Yarko-Yarko) решил применить такой прием, чтобы в том числе привнести отсветы янтаря, которым богато побережье Балтики, в интерьеры отеля.

Отель Karmann’s, Светлогорск. Дизайн интерьера, визуализация — Олеся Левкович, архитектурное бюро LEVKOVICH Architects, светодизайн — Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko
Отель Karmann’s, Светлогорск. Дизайн интерьера, визуализация — Олеся Левкович, архитектурное бюро LEVKOVICH Architects, светодизайн — Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko
Отель Karmann’s, Светлогорск. Дизайн интерьера, визуализация — Олеся Левкович, архитектурное бюро LEVKOVICH Architects, светодизайн — Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko
Отель Karmann’s, Светлогорск. Дизайн интерьера, визуализация — Олеся Левкович, архитектурное бюро LEVKOVICH Architects, светодизайн — Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko

Что нужно учитывать при проектировании сверхтеплых световых решений?

Теплый свет актуальнее тогда, когда на улице темно или даже «темно и холодно». Например, в солнечный день цветовая температура естественного света будет меняться в диапазоне 5 000 К — 10 000 К, и если зайти с улицы в «очень теплое» помещение с приглушенным светом, может возникнуть ощущение, что внутри мрачновато. Именно поэтому лучше предусмотреть дополнительные сценарии освещения общественных пространств для солнечной погоды.

Кафе «Баланс». Световые решения — бюро Satelight
Кафе «Баланс». Световые решения — бюро Satelight
Кафе «Баланс». Световые решения — бюро Satelight
Кафе «Баланс». Световые решения — бюро Satelight

Теплый свет имеет свои пожелания и к отделочным материалам: так, например, бетон смотрится грязно и невыразительно, а натуральные материалы вроде дерева или кирпича раскрываются во всей красе. Ну и, конечно же, восприятие цветовых решений в интерьере под выбранным спектром света важно также оценить заранее.

Сегодня общественные пространства все больше уходят от стандартизированных решений и сдержанной брутальности в сторону большего тепла и уюта, к истокам и атмосфере домашнего очага, которую помогает создавать в том числе и теплый свет. 

читать на тему: