Общий вид «Шестигранника» после реконструкции © Музей современного искусства «Гараж»

22 ноября 2021. «Шестигранник» реконструируют по проекту бюро SANAA

Легендарный комплекс павильонов Ивана Жолтовского станет еще одним зданием музея современного искусства «Гараж»: в очередной раз благодаря инициативе этой культурной институции в Москве появится работа Притцкеровских лауреатов.

По словам директора музея Антона Белова, к этому «Гараж» шел почти 10 лет, с момента заявления о себе в Парке Горького первым временным павильоном в 2012 году. Приглашая для проектирования таких павильонов (а позже кинотеатров) как молодых российских архитекторов, так и международных знаменитостей (постройка Шигеру Бана просуществовала с 2012-го по 2015 год), музей в то же время активно работал с архитектурным наследием: Бахметьевским гаражом Константина Мельникова и рестораном «Времена года» Игоря Виноградского, реконструированного в 2015 году по проекту Рема Колхаса и его бюро OMA.   Сохранив с помощью проекта еще одних Притцкеровских лауреатов  —  Кадзуё Сэдзимы и Рюё Нисидзавы —  предмет охраны «Шестигранника» (объемно-пространственное решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана), музей уточнит и расширит свою архитектурную программу и откроет новую главу по переосмыслению памятников архитектуры, смены их функции и, в конечном итоге, их возвращения в актуальный контекст.

Вид на центральный двор © Музей современного искусства «Гараж»
Вид на центральный двор © Музей современного искусства «Гараж»
Павильон с главным входом в комплекс © Музей современного искусства «Гараж»
Павильон с главным входом в комплекс © Музей современного искусства «Гараж»
Выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»
Выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»

Павильон «Шестигранник» (бывший «Машины и орудия») был построен в 1923 году архитекторами Иваном Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В своей новой функции «Шестигранник» станет местом для социального взаимодействия и показа самых разных художественных практик. В нем будут расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), а также полноценная библиотека (200 тысяч томов против нынешних 40 тысяч), книжный магазин и кафе. При этом внутренний двор здания станет открытым публичным пространством, а общая функциональная площадь «Шестигранника» составит 9500 м2.

Такая распределенная структура как нельзя более отвечает стремлению «Гаража» развиваться как экосистема взаимосвязанных пространств. Связь павильонов «Шестигранника» как между собой, так и с другими зданиями музея на территории Парка Горького стала ключевой точкой всего проекта японских архитекторов. «С самого начала нам было понятно, что “Шестигранник” — часть чего-то большего; его границы значительно шире, чем физические границы здания, — говорят Кадзуё и Рюё. — Шесть павильонов сконцентрированы вокруг центральной площади, однако мы постарались сделать так, чтобы движение внутри и вокруг было возможно во всех направлениях. Надеемся, что прозрачность нашего дизайна позволит новым зданиям быть одновременно и витриной того, что происходит внутри».

Новая библиотека © Музей современного искусства «Гараж»
Новая библиотека © Музей современного искусства «Гараж»
Подземное выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»
Подземное выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»
Выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»
Выставочное пространство © Музей современного искусства «Гараж»

Геометрии и пропорции павильонов полностью сохранятся, в том числе две высоты, что обеспечит программам музея большую пространственную вариативность. Фасады очистят от позднейших декоративных элементов и восстановят зданиям неоклассический абрис, при этом более поздние добавления и детали будут считаться вторичными по отношению к Жолтовскому (поэтому, например, память о тех годах «Шестигранника», когда в нем делали лимонад или танцевали все стиляги Москвы, не сохранятся; изначальная выставочная функция — в приоритете). Фонтан в центре площади преобразуется в световой фонарь в новое подземное пространство. и еще несколько фонарей поменьше расположатся между павильонами: естественный свет в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами музея — еще один важный посыл концепции SANAA. Кроме того, пространства будут спроектированы в соответствии с современными стандартами энергосбережения и оснащены системами сохранения и регенерации тепла. Для этого будут использоваться широкие стеклянные панели с высокими эксплуатационными характеристиками, подходящие для холодных зим и очень жаркого лета. Панели будут сделаны из стекла с высоким уровнем прозрачности и коэффициентом светопередачи, чтобы избежать искажения цветов и сохранить визуальную близость между внутренними и внешними пространствами. Дополнительные средства управления освещением расположатся внутри здания: полупрозрачные шторы или светонепроницаемые жалюзи обеспечат максимальную гибкость в использовании помещений. 

Фото макета. Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Фото макета. Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Но, пожалуй, самым неожиданным в проекте является использование тончайшего анодированного алюминия: такой сегодня производят только в Японии. «Стекло и алюминий становятся соединительным звеном между “Шестигранником” и его окружением. Стекло, как мы думаем, поможет привлечь новых посетителей, а алюминий, мягко рассевая свет, — растворить павильоны в парке».

Ориентировочное время открытия нового здания музея — 2026 год. С российской стороны проект буду сопровождать buromoscow (они участвовали в реконструкции «Времен года» вместе с OMA) и бюро «АПЕКС».

Вид на павильон «Машины и орудия». 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Вид на павильон «Машины и орудия». 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Павильон «Машины и орудия». Вид из внутреннего двора. 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Павильон «Машины и орудия». Вид из внутреннего двора. 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский, Михаил Парусников. Рабочий проект павильона «Машины и орудия». Фрагмент фасада с показом деревянной обшивки. Вариант. 1923 Бумага, карандаш. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский, Михаил Парусников. Рабочий проект павильона «Машины и орудия». Фрагмент фасада с показом деревянной обшивки. Вариант. 1923 Бумага, карандаш. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». Разрез и дворовой фасад. 1923 Калька, карандаш, цветной карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». Разрез и дворовой фасад. 1923 Калька, карандаш, цветной карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». План. 1923 Бумага, карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». План. 1923 Бумага, карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева

История здания

Здание было построено в 1923 году как выставочный павильон «Машины и орудия» («Механизация») раздела «Машиностроение» 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Павильон «Машины и орудия» стал единственной постройкой, возведенной с применением железобетона (остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились). 

В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Внутреннее пространство каждого корпуса разделено на высокую двухсветную центральную часть и более узкие одноэтажные боковые крылья, объединенные вместе и составляющие низкую галерею, огибающую все здание с внешней стороны. Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, в свою очередь, являющуюся внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. Первоначально внутреннее пространство всех шести двухсветных корпусов и соединяющих их одноэтажных галерей было открыто во внутренний двор и не отделялось от него стенами.

После того как в 1928 году было принято решение об устройстве территории бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание павильона было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три из шести корпусов были отделены от внутреннего двора легкими стенами, в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны между корпусами были встроены туалеты. 

Первоначально, так же, как и сам Парк культуры и отдыха, столовая функционировала только в летнее время. В конце 1930-х, когда ЦПКиО стал первым парком с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь перестроена. Все корпуса павильона были обстроены кирпичными стенами и приспособлены для круглогодичной работы. С 1935 года столовая получила название «Шестигранник».

В начале 1960-х часть здания была переоборудована под цех по производству лимонада.

В последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе, ресторан, дискотеку и т. п., а затем он был заброшен. Несколько раз «Шестигранник» горел, в результате чего пришел в аварийное и частично руинированное состояние.

В 1999 году Правительство Москвы приняло павильон под государственную охрану, в качестве памятника садово-паркового искусства. Выставочный павильон «Машины и орудия» («Шестигранник»), был отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

читать на тему: