До 14 сентября: голосование за финалистов премии АРХИWOOD-22
30 августа в шоу-руме Tulikivi на «Красном Октябре» состоялось заседание Экспертного совета премии АРХИWOOD, который сформировал шорт-лист премии 2022 года. В этом году главный редактор ПР Юлия Шишалова вошла в экспертный совет премии и стала куратором спецпроекта Ростуризм/АРХИWOOD, о котором мы еще расскажем, а шеф-редактор Марина Юшкевич — член жюри-2022. Поэтому мы с особым удовольствием публикуем рассказ о финалистах этого года от Николая Малинина — бессменного вдохновителя и куратора АРХИWOOD.
Рекордное количество заявок собрала главная номинация премии — «Загородный дом»: 34 объекта. Из них в шорт-лист вышло, как и в прошлом году, 11 домов. Это все очень разные проекты, один другого интереснее: будь то «Дом-скрепка» бюро «ХВОЯ» — с огромной крышей, нахлобученной на ребристый фасад; или собственный дом Федора Дубинникова (словно бы вывернутый наизнанку «Черный квадрат»: огромные квадраты окон в черных рамах); или летящий над склоном дом Антона Архипова (калифорнийская вилла Нойтры, но только в дереве, черного цвета и очень маленькая). MAParchitects представило новый вариант своего SWIDOMа (большие террасы обнимают стеклянную гостиную), а Иван Овчинников — сразу несколько версий Дубльдома (и каждый раз автор умудряется сказать нечто новое: на этот раз он заставляет дом парить над отсутствующим первым этажом). Не менее оригинальны Yaratam House Петра Сафиуллина (скругленные углы, круглые окна), К4 cabin Никиты Капитурова (каркасный второй этаж над бревенчатым первым), вилла «Ренессанс 2.0» Дмитрия Михейкина (совершенно беспрецедентный набор деталей).
Звонкие (и уже успевшие полюбиться) объекты собрала номинация «Общественное сооружение». Это и парк Веретьево Александра Бродского (россыпь элегических будочек и сарайчиков, тонко вмонтированных в лесной ландшафт), и центр гостеприимства «Кудыкина гора» бюро Megabudka (авторы смело позиционируют его как образец «нового русского стиля»), и эко-парк Ясно-поле: на этот раз его хозяин Дмитрий Черепков выставил самостоятельно спроектированные объекты. Здесь же — три объекта, построенных исключительно на игре света и тени: тонко стилизованный барак московского музея ГУЛАГа (Дмитрий Барьюдин и др.), общественный центр в Никола-Ленивце (Мария Тюльканова) и очередной отель «Точка на карте» бюро Rhizome — изящно играющий с типологией советского пансионата.
Громкие имена — в номинации «Арт-объект». Это, во-первых, Тотан Кузембаев с его «Мавзолеем мечты» в том же Никола-Ленивце — чудо-пирамида, клонимая ветром, но не теряющая своих украшений. Это и «Таймырский гиперболоид» Ильи Мукосея (город Дудинка стал, наверное, самым северным адресом на карте премии), и «Открытая башня» Андрея Асса и Влада Савинкина: белоснежная конструкция, далеко вырвавшаяся за пределы своей задачи быть выставочным стендом. Сразу три объекта представительствуют в шорт-листе за фестиваль «Древолюция», в этом году состоявшийся на территории завода «Обло» в Галиче. Это неслучайное место: именно здесь рубит свои деревянные дома Николай Белоусов, создатель фестиваля и неутомимый наставник молодых талантов. Фантазия и поэзия сочетаются в этих объектах практически поровну, а самым концептуальным проектом в номинации стала «Калитка-манифест» Александра Порошкина: в отсутствие забора она намекает на границу, но не создает ее.
Четвертый объект с фестиваля «Древолюция» расположился в номинации «Дизайн среды», которую в этом году Экспертный совет решил-таки переименовать, убрав слово «городской». И действительно: половина номинантов находится не в городе — как входная арка на завод «Обло», или «Маяк Достоевского» на сопке в Мурманске (не имеющая явных аналогов форма, сочиненная Евгением Макаренко), или прогулочное кольцо «Моховые горы» от многократного победителя премии Станислава Горшунова. Отрадно появление новых адресов на карте премии: в одной только номинации «Дизайн среды» это и Пенза, и Олонец, и Гаврилов Посад.
В номинации «Малый объект» за премию поборются 4 объекта: две бани (одна — в Сортавале от бюро НСБ, другая — в Подмосковье), домики для чтения Алексея Луки и «Дом отшельника» Анвара Гарипова. Еще двух финалистов принесла номинация «Дерево в отделке», из которых хочется отметить реконструкцию советской «стекляшки» под офис (KUB House Андрея Царакаева).
Еще три финалиста — в номинации «Реставрация». Здесь фаворитом выглядит многострадальная Варваринская церковь 1656 года, которую еще в 2016 году вывезли из деревни Яндомозеро, на долгое время забыли, и только благодаря усилиям ФГУП «Институт Спецпроектреставрация» вернули к жизни в деревне Типиницы.
В номинации «Интерьер» есть как всегда мощная работа Алексея Розенберга (квартира Levels), ресторан Tanuki Якиманка бюро ARCHPOINT, «Античная библиотека» в петербургской школе (Анна Дельгядо и «Бюро 11»), выставка «Пермские боги» и фанерная квартира «Парда-Дивар» АБ ХОРА.
Жюри премии находится в процессе формирования, а вот народное голосование уже открыто —торопитесь отдать ваш голос!
Сделать это, как всегда, можно на сайте премии