Арт-пространство «Архилофт» в Москве

Старая котельная 1970-х годов, полгода работы, удаление и перекраивание всех внутренностей, бережно сохраненные при этом и отреставрированные кирпичные стены — и у бюро Geometrix Design появилось пространство для себя и для всех сразу; event-площадка на стыке технологий и арта; творческий «храм» с огромными окнами готических масштабов и огромной несущей балкой в виде креста. И если кирпичные стены бережно сохранены и отреставрированы, то внутри дизайнеры наполнили два зала «Архилофта» своей любимой параметрикой, полигональными конструкциями и футуристичными декорациями. А вокруг здания — архипарк, где архитекторы и художники смогут размещать свои работы.

расположение:

Москва, Сколковское ш., 31, стр. 1

фото:
Даниил Анненков

опубликовано в журнале:
ПР92

проектирование:

2019

реализация:
2019

площадь арт-пространств:

450 м2

площадь архитектурного парка:

5000 м2

авторы проекта:
Geometrix Design

Майкл и Элен Мирошкины

Информация от архитекторов:

История «Архилофта» началась давно. Мы искали офис для нашей студии Geometrix Design и мечтали о совершенном с нашей точки зрения пространстве, которое мы могли бы полностью переделать под себя. Составили список требований, которой тут же признали утопическим, но нас это не остановило, а лишь затянуло поиски на несколько лет.

Мы хотели видеть бетон, кирпич, высокие потолки и окна в пол. Хотели, чтобы был выход на крышу и веранду. На компромиссы мы не соглашались и продолжали искать дальше. Помним тот день, когда проезжали мимо старой постройки. Остановились, чтобы посмотреть поближе: двери закрыты, окна заколочены фанерой, фасадный кирпич оштукатурен и замазан многолетний слоем краски. И везде знаки: «Осторожно! Опасность!» Здание, похожее на советскую котельную, не проявляло внешнего радушия и гостеприимства, но прикоснувшись к его кирпичу, мы почувствовали историю.

Через несколько дней случайная находка вернулась к нам через объявление о сдаче в аренду на ЦИАНе. Мы решились на повторное, более близкое знакомство. Здание оказалось исторической энергетической станцией, которая снабжала теплом весь район. Здесь стояли огромные паровые котлы, которые были позже демонтированы. 

Когда нам открыли двери и мы попали, наконец, внутрь, нас накрыла волна теплой энергии: сквозь круглые окошки под потолком пробивалось солнце, и в его свете под крышей летали голуби. Их перья, кружась, красиво опускались на пол... Это было сказочное ощущение, которое не исчезало, несмотря на побитую советскую плитку, многолетние слои краски на стенах и пыли на полу. 

Все пункты нашего утопического списка совпали: тут были и 11-метровые потолки, и огромные окна в пол, веранда и выход на крышу и много нашей любимой фактуры, хоть и скрытой за ремонтами прошлых лет. Единственное, что не вписывалось в наш бриф, была явно превосходящая наши нужды площадь потенциального офиса — около 450 м2. Но мы понимали, что это не может стать причиной отказа от помещения — мы уже попали под его очарование.

В тот момент и родилась идея сделать не просто рабочее место для Geometrix Design, но создать пространство для всего московского архитектурного сообщества — образовательно-развлекательную (просветительско-развлекательную) event-платформу для мастер-классов, премий, презентаций продуктов партнеров и творческих корпоративов.

Сразу пришла мысль сделать не просто очередной лофт, а лофт от Geometrix Design. Сыграть на контрасте, что мы так любим в наших интерьерах, и вывести акцент на сочетание технологий и исторических периодов. Восстановленную основу здания начала XX века мы наполнили футуристическими конструкциями и деталями. 

Так во втором помещении появилась полигональная стена с двойным назначением: во-первых, на белой ломаной поверхности можно проектировать 3D-mapping; во-вторых, она скроет функционал помещения — кухню, санузлы, антресоль и гримерку. Расположенная рядом с огромным крестом, образованным двумя несущими балками, конструкция станет центральной архитектурной композицией всего лофта. 

В нашем воображении мы видели прекрасный результат — оставалось только быстро его реализовать. 

Проблемы начались сразу же, как только мы вышли на стройку и приступили к демонтажу пола. Снимая слой плитки, мы планировали залить новую стяжку, чтобы получить красивое бетонное покрытие. На выходе «полов» оказалось несколько: нам пришлось демонтировать три уровня плитки-стяжки. Но это было еще не все. Сняв последний слой, мы обнаружили множественные технологические отверстия, закрытые листами металла и залитые сверху стяжкой. Мы решили, что не будем идти безответственным путем наших предшественников и залили бетонную плиту перекрытия по всей площади лофта. 

Разобравшись с полом, перешли к стенам, и здесь нас тоже ждал сюрприз. Когда мы сбили старую штукатурку, выяснилось, что одна часть здания не просто была построена намного раньше, а в принципе являлась отдельно стоящим зданием. Говорят, что в 1920-е годы здание уже стояло, и только в 1967 году к нему пристроили дополнительный объем, так что одна из фасадных стен стала внутренней перегородкой, объединяющей обе части. Оконные проемы фасадной стены заложили, оштукатурили и покрасили.

Соответственно, возник вопрос, что делать с кирпичом. Смотрелся он неорганично и, конечно, кладку надо было разбирать. Мы выбили проемы окончательно, чем визуально объединили помещения. Эффект превзошел ожидания: семиметровые проемы во внутренней стене добавили пространству торжественности. 

Оконные проемы фасадных стен около 6 метров высотой тоже причинили нам много хлопот: сложность изготовления, внушительный бюджет на производство… Зато — это были те самые окна из нашего утопического списка. 

Мы предполагали, что советская энергетическая станция не порадует нас качеством инженерии, но на выходе ее не оказалось вообще. Отсутствовали подводы под канализацию, воду и электричество, все это пришлось тянуть от соседних зданий, и мы прошли долгий путь согласований, планирования, расчета мощности и т.д. 

Долгое время заняла очистка помещения. Казалось бы, всего два дела: сбить штукатурку и восстановить кирпич. Но это заняло пять месяцев, и при этом результат адского труда невозможно было увидеть достаточно долго: здание никак не изменилось, а лишь приобрело аккуратный вид и современный функционал.

Дело в том, что пришлось восстанавливать много отверстий и дырок, и чтобы избежать эффекта «заплаток», необходимо было особенно тщательно выбирать нужный кирпич для реставрации. В поисках мы объездили много «кирпичных барахолок», где продавался материал, оставшийся от разобранных заводов, фабрик и других зданий. В нашей коллекции, например, есть царский кирпич от здания 1900 года, подошедший нам по размеру, цвету и фактуре. Наконец, очистительный этап был завершен, и мы приступили к чистовой отделке и комплектации. К этому времени «Архилофт» стал достаточно знаменит, и в проект поверили многие наши партнеры, которые согласились принять в нем участие. 

В очередной раз мы убедились, что репутация — главный актив любой компании.  Честность в общении, в деле, в творчестве — инвестиция в самих себя. Она внушает веру  в твой проект другим людям, каким бы сумасшедшим он ни казался. И мы рады, что под крышей «Архолофта» мы объединили бренды, которые любим и которые разделяют не только наш дизайнерский подход, но и базовые ценности по жизни.

читать на тему: