PlayHub «Остров» в Москве

Летом 2021 в новом жилом районе «Люблинский парк» открылось игровое пространство PlayHub, в основе которого лежит идея «бесконечной игры» и поливариантность использования. Взрослые и дети разных возрастов могут самостоятельно придумывать бесчисленное количество сценариев для игры и совместного времяпровождения. Задуманный как главное общественное пространство района, PlayHub — это место непрерывного развития, неограниченной фантазии и новых открытий, а также формирования онлайн- и оффлайн-сообществ.

расположение:

Москва, Люблинская ул,, 72, к. 1

проектирование:

2018-2019

реализация:
2019-2021

фото:

Дмитрий Чистопрудов (Vostok)

фото с гейзерами с подсветкой:
Дмитрий Михайловский

авторы проекта:

ПИК Urban Lab / Дарья Камышева, Бикеева Василиса, Васина Полина, Деянов Ильдар

архитектура башен:
Paraneba

рабочая документация и стратегия озеленения:
АО ИЭПИ

Непредсказуемость игры и «полезные риски»

Хотя «остров» в данном случае — не фигура речи, а крупная ландшафтная форма с плавными очертаниями, он не предлагает посетителям четкие игровые сюжеты. Несмотря на то, что PlayHub наполнен объектами, изображающими определенные образы («рифы», «лагуна», «ручей», «тайфун» и др.), пространство является местом для исследования, где простой, близкий к естественной природе дизайн лишь стремится задать процесс вовлечения и подтолкнуть человека к действию, не ограничивающему фантазию. Таким образом авторы проекта развивают сюжетную непредсказуемость игровых пространств. Формируя чувство безопасности, они также закладывают принципы «полезного риска», которые в свое время разрабатывали такие значимые архитекторы второй половины XX века, как Альдо ван Эйк и Палле Нильсен.

Такую непредсказуемость игрового процесса, правила которого задаются непосредственно его участниками, обеспечивают несколько факторов-стимулов. Прежде всего это близкий к природе живописный рельеф, на холмы и хребты которого можно забраться не только по дорожкам, но и по игровым сеткам. На каждом холме расположена смотровая башня с пространством, предлагающим разные темы для взаимодействия. Можно послать сигналы человеку внизу с помощью специальной системы, устроить совещание за круглым столом в вигваме, следить за обстановкой на месте через подзорные трубы с разноцветными стеклами. Игровые элементы и оборудование не навязывают один единственный возможный способ использования, в чем разработчики убедились, когда на площадку впервые попали дети — они импровизируют и создают свои собственные правила игры. 

Еще одним фактором, способствующим поливариативности использования, стала плавная граница формы острова, естественно разделяющая все пространство на зоны по возрасту и характеру игровой активности. Дети разных возрастов могут играть рядом, что обусловлено разнообразием и соразмерностью элементов: объекты в нескольких местах сопоставимы с ростом ребенка. Например, в зонах «Лагуна» и «Большая бухта» есть схожие по структуре, но отличные по высоте лазательные леса, стволы которых пронизаны сетью канатов, лесенок и гамаков. В этом месте поэтически заложена тема роста и развития ребенка во времени: по мере взросления он может выходить на «новые уровни» игры в пространстве.

«Среда непрекращающихся открытий»

Идея многосценарности отражена и в подходе к проектированию зон: «Остров» продуман так, что пространство никогда не видно целиком. По мере движения с каждой точки открываются новые пейзажи, элементы и тропы, которые интересно исследовать. Рельеф «Острова» активно вовлечен в игровые сценарии и задействован в работе оборудования — в первую очередь, в горках и тарзанках. Ландшафт становится главным живым героем места, который своей формой объединяет и распределяет детей по зонам с разными возрастными маркировками и степенью активности игр.

Возле главного входа в PlayHub расположен первый энигматичный артефакт — камень, на котором начерчена карта всего Острова. Каждая зона задает свою сюжетную линию, и первая из них — «Вулканы», с батутами-кратерами разных диаметров. Одна из главных целей пространства PlayHub — создание образов с помощью простых абстрактных приемов и работа с сочетанием природных материалов. Для авторов были важны тонкие переходы между текстурами материалов, создающих разные тактильные ощущения. Поэтому для «вулканов» была применена белая галька как основа всей зоны и покрытие из резиновой крошки, выделяющее и обрамляющее «жерла».

Большая часть игрового оборудования PlayHub сделана по индивидуальным проектам. Во второй зоне под названием «Рифы» можно испытать уникальные качели-полуарки: у снаряда одна опора, напоминающая склонившееся живое существо. Опыт его использования создает чувство свободы и легкости. Эта зона является одной из самых активных — кроме качелей здесь расположены тарзанка и высокие горки.

В третьей зоне — «Лагуна» — кроме уже упомянутого лазательного леса есть амфитеатр из природного камня. Брутальные каменные блоки гармонично вписываются в рельеф: они обрамляют полукруглую границу пространства и служат удобным местом для отдыха и ненавязчивой точкой наблюдения для родителей за детьми.

Для любителей вихревых активностей в зоне «Бухта» есть качели-гнездо — сетка, обрамленная круглой формой, подвешенная на минималистичной металлической арке.

Зона «Пляж» предназначена для самых маленьких гостей PlayHub — и здесь, как и на всем «Острове», объекты создают ощущение игры на природе. Особенно хочется отметить гигантское бревно с полой сердцевиной и колонку для водных игр, из которой можно пускать воду по каскаду из деревянных элементов разной формы.

Формирование ценностей: атмосфера, многослойность и преимущество совместной игры

В зонировании предусмотрены разные по динамике места — как тихие, так и энергичные. Одной из самых популярных в теплое время года стала зона «Ручей» — это эллипс из архитектурного бетона, пронизанный сетью русел-косичек, который плавно спускается со склона холма. Игра с ручьем — это некий квест, где воду с помощью переключателей можно направить в отверстия нужной формы или пустить по «водовороту». Для активации игры нужно взаимодействовать с другими людьми, договариваться и решать задачу общими усилиями. Это то, что заложено во многих предлагаемых на «Острове» сценариях: изучая возможности оборудования, дети учатся действовать вместе.

Для создания определенной атмосферы, направляющей возможный ход игры, в каждой зоне продуманы свои объекты. Одни из них создают специальные эффекты — например, паровые гейзеры поочередно выпускают мелко-дисперсных пар, а в «Ручье» спрятаны мини-фонтаны. Другие своим дизайном напоминают безмолвных сказочных существ-помощников: абстрактные качели-полуарки похожи на животных, камень с отверстием напоминает тотем, оберегающий место, башни на холмах кажутся живыми.

Еще одна особенность, обеспечивающая длительный интерес гостей к «Острову», — это множество слоев, которые обнаруживаются не сразу. После знакомства с основными тематическими зонами и крупными объектами можно заметить более мелкие детали. На внутренние стены башен нанесена система знаков, которые вместе с алфавитом служит зашифрованной подсказкой к обнаружению артефактов, размещенных по всему острову. Например, в песке полу-закопаны игровые элементы в форме зверей (на всякий случай не будем раскрывать здесь все «спойлеры» этого квеста). 

Внимание к ощущениям: структура, инклюзивность и сенсорика

При проектировании авторы стремились, с одной стороны, создать ощущение безопасности, а с другой — ненавязчиво отделить игровое пространство от окружающей застройки. Остров окружает двухступенчатый буфер: U-образная скамейка, с которой родители могут наблюдать за детьми, а сразу за ней — озеленение, из-за которого на скамейку падает тень. Буфер удерживает внимание на природной форме острова. Таким образом площадка хорошо просматривается со всех точек. Также скамейка является частью периметральной пешеходной дорожки, образуя «рамку», которая интегрирует PlayHub в структурную сетку мастер-плана района. Внимание к материалам и созданию атмосферы распространилось и при проектирование буфера: «рамка» выполнена из светлого архитектурного бетона с вкраплениями кварца — в солнечный день она переливается и блестит, еще больше оживляя пространство.

Один из главных принципов PlayHub — это доступная и безбарьерная среда. Игровая площадка отвечает современным требованиям инклюзивности. Ряд элементов предусматривает сценарии использования маломобильными группами населения и возможность быть включенным в атмосферу «Острова» наравне со всеми участниками.

PlayHub также предоставляет богатый опыт сенсорики и сенсорного развития. Для этого на площадках соседствует множество природных материалов (камни, бревна, галька, песок, вода), которые вместе с ландшафтом становятся элементами природных игр. Через взаимодействие с такими объектами ребенок учится распознавать и сопоставлять тактильные ощущения и запахи от разных поверхностей.

Экологичность и уникальная экосистема

«Остров» — это природная игровая площадка со своей уникальной экосистемой, разработанной совместно с экспертами-ботаниками. В качестве альтернативы геосетки для укрепления склонов был использован каркас из фашин — сплетенных в связки мелких прутьев. Такая технология позволяет сделать более крупные ячейки для посадки растений, не мешает развиваться корневой системе и является полностью экологичной: фашины со временем перегнивают. Сами растения подобраны так, чтобы крутые склоны острова постепенно укреплялись корнями.

Ландшафт был продуман таким образом, чтобы атмосфера «живого острова» ощущалась круглый год. Склоны холмов будут оставаться зелеными и в зимний период — здесь посажены горные сосны и казацкий можжевельник. В целом в благоустройстве PlayHub применено более 40 видов многолетних цветов и кустарников (земляника, шиповник, колокольчики, тимьян, барбарис и др.) — разработанная для «Острова» профессиональными биологами экосистема позволяет посетителям все время находится в окружении растений, которые с каждым годом будут еще больше разрастаться.

Гибридное пространство и формирование сообщества

«Кто-нибудь нашел, где спрятано это яблоко?» — сообщения такого типа постоянно встречаются в чате жителей квартала «Люблинский парк». Это отсылка к зашифрованному посланию, нанесенному на внутренних стенах одной из башен, которое указывает на спрятанные по всему острову артефакты. Спустя несколько месяцев после открытия PlayHub стал не только физическим общественным пространством района, но и постепенно сформировал вокруг себя онлайн-сообщество. У «Острова» есть шанс стать интересным примером гибридного пространства, которое и в реальной жизни, и в виртуальной реальности жители могут считать «своим». Такая возможность идентифицировать себя с конкретным местом формирует ценность и качество всего района.

Впрочем, все три игровых площадки PlayHub, реализованные на сегодняшний день в проектах ГК ПИК, — «Оригами» в Саларьево, «Пирамиды» в Новой Москве и вот теперь — «Остров» в Люблинском парке, — это общедоступные пространства, каждое из которых стало местом притяжения не только жителей новый районов, но и людей из разных частей города. А для специалистов, которые будут и дальше заниматься проектированием общественных пространств в жилых кварталах, это еще и бесценный опыт наблюдения для следующих проектов.

читать на тему: