Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», открывшаяся в 2020 году в столетний юбилей мастерских, рассказывала о них как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных и полиграфических вузов.

расположение:

Москва, Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2

фото: Алексей Народицкий

реализация:

2020

площадь:

1221 м2

авторы проекта:

Архитектура выставки: Сергей Неботов, Анна Замрий, Маргарита Дикова

производитель:
aledo

освещение 

Главный акцент был сделан не столько на работы учителей и учеников, сколько на структуру школы, методологию обучения и отношения между дисциплинами. Эту взаимосвязь как раз и показывало построение экспозиции.

Центральный неф главного выставочного пространства Музея Москвы был отдан рассказу об Основном отделении ВХУТЕМАСа, радикально отличавшемся от других художественных учебных заведений.

Азбуке из четырех дисциплин, входящих в курс пропедевтики, — графике, цвету, пространству и объему — был отведен свой большой блок, рассказывающий о том, как эти дисциплины преподавались, с демонстрацией ученических работ и способов обучения.

Несмотря на общую лаконичность подачи материала, здесь не обошлось и без символики: архитекторы развернули все элементы экспозиции относительно структуры выставочного зала, с тем чтобы подчеркнуть идею радикальности явления ВХУТЕМАСА и отметить момент зарождения новой художественной системы координат.

Такое расположение экспозиции — наложило отпечаток и на освещение: чтобы сохранить динамику пространства и не плодить тени, светодизайнер Музея Москвы работала со светом в объеме, вместо того, чтобы выделять каждый отдельный экспонат. Для этого было использовано акцентное трековое решение на приборах SONIC, OPTIK и MINI FOCUS от компании Aledo.

По обе стороны от магистральной линии выставки шли отдельные блоки про 7 факультетов мастерских: производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий) и художественные (архитектурный, скульптурный и живописный). 

При этом художественная составляющая дизайн-проекта самой выставки нарочито сведена к минимуму: в конце концов, авангард отвергал буржуазные ценности и любил простые формы. Поэтому — простые конструкции стен и самые недорогие строительные материалы: фанера и брус.

читать на тему: