Железнодорожный вокзал в Иваново
Реконструированный этим летом железнодорожный вокзал в Иванове — уникальный в своем роде случай, когда в проекте оживают и конструктивистские идеи В. М. Каверинского, построившего этот вокзал в 1929-1933 годах, и монументальные мотивы капитальной перестройки здания в 1950-е годы, и «олимпийский» энтузиазм масштабного ремонта 1980-х.
Иваново, Вокзальная площадь, 3
фото:
Андрей Сафронов, Варвара Гертье, предоставлены Faber Group
2018-2020
2200 м2
общее количество посадочных мест на скамьях и лавках:
148 + бар на 18 мест и 6 кофейных столиков (24 места)
общая площадь «красного зала»:
1300 м2
Faber Group
Алена Франчян, Борис Матвеев (руководители); Александр Михайлов, Руслан Хизриев (архитекторы)
Фасад-хронотоп
Так, следуя оригинальному замыслу, архитекторы Faber Group восстановили фасад — как средоточие наиболее характерных черт конструктивизма: геометричные формы, акцентные круглые эркеры, обширное остекление. Последнее, правда, полностью реконструировать не получилось, поскольку добавленные при первой реконструкции пилоны, разбившие поверхности (те оказались не рассчитаны на ветровые нагрузки), пришлось оставить. Однако площадь остекления значительно увеличились, а в тех местах, где его раскрыть не удалось, фасад снаружи покрасили в теплый терракотовый цвет, контрастирующий с основным серым оттенком стен (исследования показали, что вокзал был отделан составом, близким к терразитовой штукатурке, с вкраплениями розовой и красной мраморной крошки, но издалека выглядел именно серым). Благодаря такому решению наблюдатель, глядя на вокзал c расстояния, видит контуры первоначального остекления, дополнительно выделенного светлым выступающим штакетником.
Впрочем, история с фасадом заслуживает внимания не только потому, что именно он символизирует конструктивизм; сложное и во многом эклектичное решение задало направление всему процессу трансформации железнодорожного узла. В 2017 году инженерно-техническую реконструкцию вокзала в Иваново начал еще проектно-изыскательный институт «Ярославжелдорпроект». Он в итоге отвечали за обновление инфраструктуры: реконструкцию платформ с обустройством подземного перехода — задуманного авторами, но превратившегося с годами в свалку — и возведение двух визуально легких остекленных павильонов, связывающих платформы с залами вокзала.
А в 2018 году к проекту подключилось архитектурное бюро Faber Group, отвечающее за внешний вид фасада, дизайн пассажирских залов и других внутренних помещений. И первым делом архитекторы Алена Франчян и Борис Матвеев по просьбе правительства Ивановской области разработали три варианта внешнего облика вокзала, которые 18 марта вынесли на народное голосование.
Первый опирался на тщательный анализ всех утрат и предлагал возвращение к истокам, но в красном революционном цвете — видимо, чтобы подчеркнуть бунтарский и экспериментальный характер конструктивистской архитектуры (например, обнаружилось, что часть несущих балок были сделаны из демонтированных рельсов). Второй вариант — в черном цвете с золотыми росписями — был будто бы вдохновлен примерами лучших северных вокзалов мира, для эстетики которых характерно обрамление тяжелых северных красок и серого неба. Наконец, третий вариант (его выбрали 44,8% из проголосовавших 14,5 тыс. ивановцев) — с декоративным мозаичным фризом и синими пилястрами. Он представляет, пожалуй, самый разумный компромисс между морально устаревшей дерзостью оригинала (1-й вариант), утрированной декоративностью «излишеств» сталинской эпохи (2-й) и модернистским характером сложившейся ансамбля привокзальной площади, фланкируемого двумя зданиями с гигантскими монументальными мозаиками. С них и был «позаимствован» терракотовый цвет и их же гамму должен был поддержать фриз.
В пресс-релизе этот вариант описывается почти рекламно: как «попытка собрать лучшие современные решения и интегрировать их в исторический облик вокзала». Действительно, можно сказать, что кропотливое воссоздание там, где это возможно, наряду с уместной модернизацией, стало своего рода девизом проекта Faber Group. Но — специалисты по охране памятников (с 2017 года вокзал в Иваново — объект культурного наследия регионального значения) категорически возражают и настаивают в случае с фасадом на полной реконструкции изначальных идей.
Между тем, по словам архитекторов Faber Group, конструктивистским манифестам, заложенным Владимиром Каверинским в 1930-х, фасад перестал отвечать с момента первой глобальной реконструкции в 1950-х, и восстановить его в том виде и ритме сегодня не представляется возможным: воссоздать характерные высокие стеклянные лестничные витражи, соединенные друг с другом «в угол» без дополнительных стоек и опор; возвести огромные стеклянные окна с большой «парусностью», утраченные при первой реконструкции. Для этого необходимо было бы полностью реконструировать фундамент и стены по всему периметру, оснастить здание сложнейшими инженерными вентиляционными и отопительными приборами, рассчитать и учесть все ветровые нагрузки, температурные перепады и необходимость технического обслуживания… Одним словом, снести и построить заново. Это если про этику. При этом с художественной и эстетической стороны, убеждены архитекторы, возведение «чистого» конструктивистского фасада такого размера и такой протяженности нанесет непоправимый ущерб окружению: изменился масштаб окружающих зданий, изменился колористический городской фон. Поэтому они предложили разместить на протяжении фасада вокзала со стороны города еще одно монументальное декоративное керамическое панно со стилизованной работой одного из отцов-основателей русского авангарда — Аристарха Лентулова. Однако из-за протестов историков вопрос с фризом все еще острый и спорный и приходится довольствоваться надписями «Вокзал» и «Иваново».
Новая точка отсчета
Согласно газете «Рабочей край», вокзал в Иваново-Вознесенске, которому тогда прочили статус столицы РСФСР, стал первым в Союзе, построенном «всецело в соответствии с условиями и требованиями социалистического транспорта: выстроен один общий зал ожидания для всех пассажиров».
Особенностью зала 113 х 30 х 10 метров было перекрытие деревянными конструкциями, опирающимися только на внешние стены. Поэтому во время первой реконструкции в 1950-е — опять же из соображений безопасности — единое пространство поделили на два, и возникли «синий» и «красный» залы, причем в первом из них — характерный гипсовый декор, мозаики над оставленными проходами, колонны, метлахские полы и деревянная отделка стен и потолка насыщенного голубого цвета, придающего в темное время суток вокзалу необычное «свечение» изнутри. Во втором — патриотические монументальные росписи. Все это было не только сохранено, но и получило дальнейшее развитие.
Например, проемы между залами максимально раскрыли, а для решения вопросов пожарной безопасности спрятали за отреставрированными мозаиками быстро выдвигаемые защитные шторы и заменили синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен на аналогичное, но из негорючих материалов. Плитка на полу — тоже метлахская, в тех же цветах, но в других размерах. Гипсовые декоративные элементы — скопированы в стеклофибробетоне.
Отдельной инженерной задачей стало сохранение колонн с прогнившей изнутри арматурой: строители были вынуждены полностью разобрать каждую из них и укрыть в стальные «обоймы» — от основания в подвале до потолка.
И эффектный новый элемент — покрытие этих колонн декоративной штукатуркой, воспроизводящее узор одного из знаменитых агитационных ивановских ситцев. Это будто ниточка, протянутая от авангарда 1930-х к эпохе 1950-х.
Острее, выше, сильнее
Наконец, «красный» зал — это «дитя» 1980-х, сохранивший яркие элементы последнего масштабного ремонта 1980-х годов. Это прежде всего потолок из анодированного алюминия и гравировка в центре — символ московской летней Олимпиады, который подсветили и поместили под стекло.
И это не единственный потенциальный «экспонат»: зал предполагается использовать как арт-пространство со своей культурной программой. Поэтому его не стали перегружать излишними конструкциями и мебелью, а к потолку при необходимости можно будет крепить выставочное оборудование.
Кстати, первая открывшаяся выставка об истории ивановского вокзала и его реконструкции так и называлась: «Вокзал как эпоха». Объединив летопись изменений вокзала и обстоятельств жизни в Иваново — от революционных прорывов и небывалого подъема в развитии до постепенного упадка промышленности (о расцвете которой кроме стилизованных ситцев напоминает только модель ткацкого станка в зале ожидания), — этот проект должен открыть новую страницу в истории города, уверенно вставшего на путь в индустрию гостеприимства. И вместе с тем — новую страницу в истории реконструкций памятников конструктивизма, большинство из которых точно так же хранят следы многих политик, идеологий и перестроек, и при работе с которыми возникнет не меньшее количество острых вопросов. Так что можно начинать их решать уже сейчас.