Жилые дома «Патио» и «Курдонер» в Пскове
Эти дома — часть проекта по реставрации и приспособлению ТЭЦ 1926-1930-х годов постройки: здание бывшей электростанции должно стать одним из редких в стране примеров конверсии промышленного конструктивистского памятника (арх. А. А. Оль) под жилую функцию. На данный момент завершено строительство двух новых корпусов будущего комплекса: название каждому из них дал особый принцип организации двора.
Псков, Советская ул., 29 (участок, ограниченный набережной р. Великой, Детской и Советской улицами)
2016
реализация:
2017-2020
2 926 м2 («Патио», 36 квартир); 2 635 м2 («Курдонер», 30 квартир)
Студия 44
Никита Явейн, Василий Романцев, Ульяна Сулимова, Елена Богомаз, Евгения Купцова, Мария Явейн; Алексей Веткин, Андрей Патрикеев (визуализация); Ирина Ляшко, Наталья Просветова, Сергей Богданов (конструкторы); Лев Герштейн (ГИП)
Информация от архитекторов:
Градостроительная ситуация на участке застройки по своей сложности и ответственности уникальна. В непосредственной близости сконцентрированы ценнейшие постройки разных эпох, и если сам ТЭЦ — это памятник регионального значения, то все остальные — федерального. Это и оборонительная стена Среднего города (1375 г.) с единственной дошедшей до наших дней крепостной башней — Мстиславской (1399 г.); и расположенная к северу от участка церковь Одигитрии (Введения) на Печерском подворье (XVI-XVII вв.), и бывшее здание Духовной Семинарии с Домом привратника на востоке (1845-1849, арх. А. Ф. Щедрин; 1901-1905, гр. инж. А. К. Павловский, перестройка; ныне — корпус Псковского Государственного университета), и комплекс зданий бывшей Полицейской управы (1867, арх. А. К. Серебряков). Тем не менее, в границы зон охраны еще одного важнейшего псковского памятника — ансамбля Кремля — участок не попадал; это и дало возможность вести речь о новом строительстве по индивидуальному проекту.
Авторы проекта ставили перед собой две ключевые задачи, одна сложнее и амбициознее другой. Во-первых — продолжить формирование застройки центральной части Пскова с максимальной бережностью и деликатностью по отношению к сложившемуся архитектурному ландшафту и речной панораме реки Великой. Во-вторых — создать прецедент цивилизованного диалога современной и исторической архитектуры, когда вновь возводимые здания не скрывают даты своего рождения — и вместе с тем придают связность и гармонию разновременной застройке.
Жилой корпус №2 («Патио»), размещенный на внутриквартальной территории, представляет собой здание в форме замкнутого каре с квадратным внутренним двором-патио. Из этого двора организованы входы в четыре жилые секции; сюда же, в озелененный камерный двор, выходят окна помещений дневного пребывания (гостиных). Этажность здания — два уровня с мансардой, его высота в 10 м соответствует действующему здесь высотному регламенту. Благодаря этому влияние здания, расположенного за крепостной стеной, на сложившуюся панораму реки Великой сведено к минимуму.
Корпус №3 («Курдонер») — здание П-образной формы с двором-курдонером, раскрытым на Советскую улицу, — завершает и упорядочивает фронт ее застройки на рассматриваемом участке. Здание – трехэтажное, с подвальным этажом; высота корпуса №3 – 13 м. Так же, как и в корпусе №2, окна гостиных ориентированы во двор, а подвальный этаж вмещает технические и подсобные помещения.
Здания объединены в ансамбль за счет единообразной отделки фасадов ригельным кирпичом серо-бежевого цвета и вкрапленными в плоскость стены керамическими изразцами, изготовленными в Пскове по авторским рисункам Марии Явейн. Помимо орнаментальных вставок минимализм и строгость фасадных решений оживляет разнообразие форм оконных проемов, чей рисунок отражает и предъявляет зрителю внутреннее содержание дома, его планировочную композицию и величину помещений. Этот архитектурный прием — при всей его новизне и современности — созвучен рукотворному характеру древнерусской архитектуры с ее подчас «неправильными», «случайными» отклонениями от абсолютной симметрии и регулярности. И именно он сплетает в этом месте разнородные слои городской ткани — каждый со своей историей и «лицом» — в единый пространственно-временной нарратив, подпитываемый напряжением каждой из своих составляющих. Перезапуск ТЭЦ, которая теперь генерирует энергию совсем иного толка — несмотря на пока не завершенную реставрацию — успешно состоялся.