7 новогодних и рождественских архитектурных инсталляций для праздничного настроения
Показываем тематические объекты российских архитекторов и художников по всей России, благодаря которым ощущение праздника и чуда удастся еще хоть немного продлить.
Горка в Никольских рядах в Санкт-Петербурге / KATARSIS Architects
Санкт-Петербург, Садовая ул., 62
«У бюро KATARSIS все очень серьезно. То, что должно крутиться, — крутится, то что должно гореть, — горит. Все по-честному, без компромиссов — на то и KATARSIS, — пишут архитекторы Петр Советников и Вера Степанская на страничке бюро в Facebook. — Этим летом мы придумали для Никольских рядов архитектурный объект — вращающуюся Триумфальную арку — и с восторгом наблюдали, как маленькие дети крутят пятиметровую штуку, не осознавая пафоса творимого ими действа. Мы тогда говорили, что Арка станет символом грядущих перемен в новом общественном пространстве, и это, конечно были не пустые слова». Зимний сценарий для нового общественного пространства — это ансамбль из тюбинговой горки, по которой можно кататься без снега, смотровой башни с видом на окрестности и ярмарочной площади с каруселью и кафе. Городские СМИ изобилуют цифрами: длина горки 70 метров, высота – 12 метров, при этом на создание объекта ушло 2,5 тысячи деревянных брусьев и досок, 20 тонн железа, 9,8 тысячи ячеек всесезонного покрытия катательного желоба, 160 часов и 1 бугельный подъемник, рассчитанный на одновременный подъем 25 «ватрушек» со скоростью до 1,8 метра в секунду.
Про башню, установленную с другой стороны площади, известно, что ее высота составляет 18 метров — так, чтобы смотровая площадка слегка возвышалась над рядами, но не слишком выпирала; ее собирали из элементов металлического каркаса, которые обычно используют для сборных уличных сцен. А вот верхнюю часть, которая как раз видна с улицы, опять же сделали из дерева: за счет тонкого бруса она получилась легкой, почти ажурной и, по словам архитекторов, должна напомнить всем о том, что дерево — отличный вариант для использования в общественных сооружениях.
Возле арки, оказавшейся в центре композиции, сформированы «еловые кулуары» из 160 деревьев: они действительно создают на площади уютное камерное пространство. Ближе к башне, в свою очередь, установлены деревянные павильоны ярмарки и кафе.
Новогоднее оформление города Калуги / Главархитектура Калуги
Площадь Старый Торг и рыночная площадь, Гостиный двор, Центральный парк культуры и отдыха, площадь перед Музеем космонавтики и набережная Яченского водохранилища, Театральная площадь и одноименная улица
В 2021 году Калуга стала официальной новогодней столицей, чему в немалой степени поспособствовали две важных даты: 650 лет самой Калуге, к чему город активно готовится, и 60 лет с момента первого полета человека в космос — как известно, именно здесь жил и работал Циолковский, и весной мы ждем открытия второй очереди музея космонавтики его имени.
Тема космоса и в целом эстетика 1960-х и были выбраны основными в праздничном оформлении города, разработанном Главархитектурой под руководством Алексея Комова. Так, главный символ калужского Нового года — гибрид снежинки и спутника, выполненный из гибкого неона. А для нескольких фестивальных площадок архитекторы предложили серию новогодних МАФов: киосков, кафе и торговых лотков.
По словам Алексея Комова, это не «единовременное вливание каких-то задумок», а «тот конструктор, с которым дальше можно работать и конструировать городскую среду; потому что 60-е годы и советский стиль связаны не только с политическими влияниями — это прежде всего высокий стиль больших мастеров, которым вдохновляется весь мир».
Космическая ярмарка «Станция 1371» в сквере на ул. Ленина, 93 в Калуге © Алексей Комов
Ярмарка «Рождество на Старом Торге» в Калуге / Центр компетенций по вопросам городской среды «ТОЛК»
Калуга, ул. Театральная, 38
В качестве проекта, продуманного комплексно с точки зрения архитектурного и декоративного оформления и событийной программы, хочется отметить площадку для ярмарки «Рождество на Старом Торге», разработанную Центром компетенций по вопросам городской среды «ТОЛК» (авторский коллектив: Александр Томашенко, Анастасия Шнитко, Анастасия Степанова, Анастасия Нудина, Анна Гелязова, Алексей Фролов, Анастасия Беленко) под руководством Агентства развития бизнеса Калужской области (Стефан Перевалов, Николай Тубеншляк, Ирина Хаврошина, Ирина Ганина, Анна Туманова) и при поддержке местного бизнес-сообщества. Ярмарка стала современным городским пространством и точкой притяжения калужан и гостей города, объединяющей торговую, выставочную, фестивальную и развлекательную программу. Праздничный марафон прошел на улице Театральная — между улицами Карпова и Кропоткина. Именно здесь располагается калужский Дом бизнеса (Театральная, 38). На все время новогодних гуляний для удобства гостей эта часть улицы стала пешеходной.
Основная идея — устроить подобие европейской ярмарки с традиционными торговыми киосками, угощениями и уютной атмосферой за счет использования в оформлении дерева и других натуральных материалов. Так, встречающую фотозону «Сказочный лес» с тантамаресками и сказочными зверями выполнили из фанеры на основе металлокаркаса и выкрасили в белый цвет для имитации бумаги: авторы вдохновлялись объемными аппликациями и создали волшебное лесное пространство за счет наслоения нескольких силуэтов и встроенной светодиодной подсветки. Функциональным элементом конструкции и местом встречи и ожидания стали лавки, соединяющие череду арок. Для долговечности фигуры зверей обработали масляной пропиткой.
Помимо ярмарочных гуляний, рождественских инсталляций и уникальной праздничной подсветки, гостей ярмарки встречала выставка креативных бизнес-елок от более чем 20 ведущих производителей Калужской области.
Энергоэффективные светодиодные гирлянды, часть из которых уже не первый раз украшает город, будут использоваться и в будущих праздничных мероприятиях. Живые деревья, привезенные для создания атмосферы сказочного леса — а это 26 сосен, — в целости и сохранности отправлены обратно в питомник. Деревянные звери и тантамарески будут подарены одному из городских парков.
В рамках работы ярмарки прошли фестиваль сыра, сельскохозяйственная ярмарка, состоялся день начинающего предпринимателя, на котором свою handmade-продукцию представили местные умельцы. Ярмарка дала возможность более чем 100 калужским и региональным предпринимателям представить и реализовать свою продукцию, а декорации сказочной площадки остались на сотнях фото в соцсетях. На редкость удачный пример работы общественного пространства как общественного блага и того, как даже временное становится постоянным, обретая виртуальную жизнь или продолжая служить интересам горожан фрагментарно в других локациях.
Световая инсталляция «Храм» в Шуе / PlanAr architects
Ивановская область, г. Шуя, площадь Ленина
По словам архитектора Сергея Крючкова, храм стал одной из самых интересных работ 2019 года, а еще он живет и развивается: «В праздничном сезоне этого года расширили фестивальную зону, и все идет по нашей концепции. К сожалению, пока организаторы ограничиваются готовым декором, логотип "Русское Рождество" используется только в полиграфической и мультимедийной продукции, а надписи на улицах сделаны проще, но будем надеяться, что в дальнейшем руки и бюджеты дойдут и до изготовления заказных изделий по нашим эскизам».
Храм — это световая инсталляция в виде уменьшенной копии храма Спаса Нерукотворного, некогда главного собора Шуи, взорванного в 1930 году. Далее — рассказ и комментарии автора: «Итак, что это было: весной 2019 года администрация Ивановской области заказала работу, целью которой было, ни много ни мало, смещение акцента главного зимнего праздника с Нового года на Рождество. В качестве генерального подрядчика выступило агентство Территория Дизайна, идея бренда "Русское Рождество" была разработана Сергей Леликов, Алексей Баранов, Майя Свистухина, Nataly Voinova и мной. Sofia Trotsenko выступала главным коммуникатором с заказчиком, Алексей Баранов разработал логотип и другие элементы фирменного стиля, Соня Новичкова нарисовала изображения для ключевого образа бренда — фигуры детей-христославов, команда ПланАР Planar разработала концепцию праздничного оформления для Шуи и Иваново, а также сценарий развития фестивальных пространств для Шуи. В итоге было выпущено два брендбука: праздничное оформление и фестивальный сценарий для Шуи и праздничное оформление для Иваново. Оба включали в себя подробно разработанные эскизы отдельных элементов, в том числе инсталляции “Храм”. Проект изначально был рассчитан на поэтапное воплощение в жизнь: в прошлом году были смонтированы только "Храм" и иллюминация на пешеходной улице Малахия Белова, в этом декорировали вокзал (в связи с запуском туристического ретро-поезда Иваново-Шуя-Иваново) и запустили фестивальную программу в парке. К объектам, размещаемым в рамках фестивальной программы, мы уже не имеем отношения. Наша работа состояла в программировании территории и создании визуальной "рамки" для них.
Отдельного упоминания заслуживает история "Храма": первоначально этот элемент концепции был отвергнут заказчиком — не дизайн, а именно идея такой инсталляции. Впоследствии, однако, он вернулся — благодаря общественному обсуждению, которое было не формальным, а абсолютно живым, и оказавшим реальное влияние как на разработку, так и на воплощение проекта. Работа над проектом началась с трехдневного путешествия по Ивановской области, в ходе которого мы непрерывно разговаривали: с местными краеведами и музейными работниками, архиереями и сельскими священниками, продавцами в сельпо и губернатором области. Храм придумала Nataly Voinova, а спроектировал в деталях Fedor Koshel.
Новогоднее оформление территории Моховых гор в городе Бор Нижегородской области / Бюро Станислава Горшунова ГОРА
Нижегородская область, г. Бор, парк Моховые горы
Моховые горы — довольно обширная и живописнейшая территория на берегу Волги с вековыми соснами и 50-метровыми песчаными дюнами на границе города-спутника Нижнего Новгорода. В конце XIX — начале XX века ее облюбовала русская интеллигенция для строительства дач. В этих краях некогда гостили Максим Горький и Федор Шаляпин, так что здесь им установлен памятник (один на двоих), а осенью ежегодно проводится оперный фестиваль «Шаляпинские встречи».
Проект благоустройства природного парка (авторский коллектив — Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько, Алина Пищаскина) выиграл грант Минстроя на конкурсе создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях только в начале 2020 года, но уже в конце была открыта 1-я очередь проекта и — как завершающий аккорд — ее новогоднее оформление. Сам по себе проект предельно деликатен и минималистичен и направлен прежде всего на сохранение сложившегося природного ландшафта с включением в него органично вписанных элементов благоустройства, которые раскрывают силу и уникальность места. Главные аттракционы здесь — обнимать деревья («зона осязания»), вдыхать ароматы леса («зона обоняния»), слушать звуки природы через огромную трубу, напоминающую граммофон («зона слуха»), и, конечно, любоваться видами Волги со специально организованных точек и конструкций («зоны зрения»). В 1-й очереди проекта была обновлена основная дорожно-тропиночная сеть с местами отдыха, проведено освещение, устроены санузлы, а в месте проведения фестиваля — организован амфитеатр.
Что касается новогоднего оформления, то в нем намеренно отказались от традиционных приемов (гирлянды, арки, световые фигуры животных и пр.). Вместо них — большие святящиеся шары в знаковых точках территории, где расположатся будущие объекты, и будто загорающиеся в воздухе цитаты из Горького и Шаляпина. Прием отлично сработал и вызвал у жителей огромный интерес к месту и самому проекту: увидев фотографии в сети, они специально приезжают сюда, чтобы провести собственный фотоэксперимент.
«Солнечная галерея» в Самаре / Архитектурное бюро Храмова
Самара, Красноармейская ул., 15
Конечно, в Самаре любимое зимнее место отдыха — это сама Волга, по которой активно ходят пешком, на лыжах и на суднах на воздушной подушке. Однако Двор Музея Модерна с уютной кофейней White Cup — чуть ли не единственное место в городе, где можно проводить время в более расслабленном режиме: с чашкой дымящегося фирменного кофе-чиз со сливочным сыром, который когда-то придумали именно в первой самарской кофейне White Cup, под новогоднюю музыку и в цветных огнях вечерней подсветки. И периодически отогреваться под инфракрасными излучателями, которые установлены прямо в нишах «Солнечной галереи» — многофункциональной конструкции, по-новому организующей пространство двора: летом здесь стоят растения и шезлонги, а зимой продолжают кататься на качелях и пить кофе на свежем воздухе.
Авторы конструкции, как и всего интерьера кафе в бывшей каретной особняка Курлиных, — архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы. В то время как особняк превращен в музей с подлинными элементами стиля модерн, расцвет которого совпал с пиком активного строительства в Самаре, потолок кофейни превращен в деревянную карту исторической части города, на которой светильниками с «белыми чашками» в качестве абажуров отмечены главные архитектурные памятники. Так кофейня подхватила просветительскую функцию музея, обогатив ее неформальными тематическими мероприятиями и магазином специализированных изданий и сувениров (здесь есть и наш «Проект Россия»!). А развитие интерьера в «двор-курорт» в 2020 году стало одним из лучших проектов российских общественных пространств по версии международного жюри ПР95.
Инсталляция «Очаг» во дворе Института «Стрелка» в Москве / Александр Штанюк
Москва, Берсеневская наб., 14/5
В 2011 году, спустя год после открытия, «Стрелка» запустила программу «Летоисчисление»: планировалось, что каждую зиму, чтобы даже в отсутствие летних лекций, показов и концертов двор продолжал жить активной жизнью и привлекать посетителей, тот или иной художник будет делать в нем инсталляцию — символ русской зимы. В тот раз пригласили Бродского, который соорудил «Тепляки» — обтянутый полиэтиленом деревянный каркас с искусственными тряпичными «очагами» внутри.
С тех пор традиция прервалась, но в этом году возродилась вновь: архитектор и художник Саша Штанюк, участник фестиваля Burning Man, неожиданно зажег свою версию очага, вторично использовав неоновые трубки, корзину для распродаж, трансформаторы и провод. «Заходите на огонек!», — приветственно пишет в своем Facebook Александр. Заодно можно посмотреть на то, как по соседству с институтом по проекту Ренцо Пьяно заканчивает свое превращение в Центр современного искусства ГЭС-2 — трамвайная электростанция, формально построенная в неорусском стиле, но теперь ставшая органичной частью конструктивистского ансамбля Дома на набережной и кинотеатра «Ударник».