Интерьер ресторана «Хачапури и вино» в Москве. Арх. «Бюро Правда»

Из грязи в князи: как мозаика из заброшенного пионерлагеря стала главной изюминкой грузинского ресторана

Советская эстетика в переосмысленном, часто неожиданном виде, все чаще появляется в современном дизайне и проникает в интерьеры. Молодое поколение художников, архитекторов, дизайнеров, не заставшее советскую эпоху, смотрит на историю свежим взглядом и находит в ней новые смыслы. Так, летом 2021 года «Бюро Правда» совместно с архитектором Еленой Локастовой представили необычный с точки зрения концепции и реализации проект – грузинский ресторан «Хачапури и вино». Сердце проекта — советская мозаика, которую архитекторы спасли из заброшенного советского пионерлагеря, восстановили и подарили ей новую жизнь. Архитекторы поделились историей, как им это удалось.

От «Правды» до замысла

С советским наследием у нас особые отношения – это можно понять по нашему названию. Помимо ироничного оммажа главной пропагандистской советской газете, название также отражает наш честный подход к проектированию.

Сейчас советским наследием стали больше интересоваться. Ведь что бы ты ни проектировал в России, ты неизбежно взаимодействуешь с советским прошлым. Мы работали над интерьером в Доме-флейте — в одном из самых узнаваемых монументальных советских зданий в Зеленограде; делали проект в павильоне на ВДНХ. Кажется, будто мы намеренно ищем проекты, которые соприкасаются с советской историей. 

В интерьере «Хачапури и вино» мы стремились передать атмосферу нашей любимой Грузии без использования прямых отсылок. Тут нет картин Пиросмани и глиняных кувшинов, но ты все равно понимаешь, что находишься в грузинском ресторане. Советская мозаика в этом смысле хорошо вписывается в концепцию интерьера, создает ассоциативный ряд и напоминает об общем прошлом. 

Интерьер «Хачапури и вино» родился раньше, чем появилась идея использовать мозаику. Нам досталось трехэтажное здание доходного дома XIX века на Трубной после плохого капитального ремонта. Стены находились под разными углами относительно друг друга, и чтобы создать геометрически правильное пространство, необходимо было построить перпендикуляры. Во время проектирования санузла во имя эстетики мы сгладили острые углы. Получился круг. Эта форма требовала какого-то яркого элемента, арт-объекта. Мы поняли, что лучшее решение — расположить здесь мозаику. Это и отсылка к советским временам, и настоящий артефакт. Заказчику идея понравилась, и мозаика стала одной из главных деталей проекта.

Визуализация интерьера ресторана «Хачапури и вино»
Визуализация интерьера ресторана «Хачапури и вино»
Мозаика в процессе восстановления
Мозаика в процессе восстановления

От «Дружбы» до «Юности»

Советская графика — угловатая и строгая, поэтому поиск идеальной мозаики занял какое-то время. Мы хотели, чтобы она подходила под округлую форму стены, вписалась в концепцию помещения и при этом не потеряла свою геометрию. И такая нашлась: на нашей мозаике крупно изображены лица пионеров, в ней присутствует много округлых элементов. Портрет одного из мальчиков мы расположили прямо по центру стены с дверью, чтобы при открывании получилась симметричная половина. 

Мозаику мы нашли в интернете, на страничке лавки, где продают старую советскую мебель и антиквариат. Мы ничего не знали о ней — кроме того, что ее сняли со здания заброшенного пионерлагеря «Дружба». Получилась интересная отсылка к истории нашего особняка, где в прошлом располагался ресторан «Юность». 

Мозаика на одном из административных зданий
Мозаика на одном из административных зданий
Панели, в виде которых мозаика приехала на новое место жительства
Панели, в виде которых мозаика приехала на новое место жительства

Мы провели целое расследование, чтобы выяснить больше о ее судьбе. Мозаика украшала одно из зданий пионерлагеря под Звенигородом, в районе деревни Анникова, на берегу Москвы-реки. Автора определить не удалось — скорее всего, это был рядовой художник 1970-х годов. 

Тут располагалась база отдыха и санаторий Чкалова. Старых советских фотографий не нашлось — вероятно, это место не было популярным. Однако мы наткнулись на ностальгическую группу в соцсетях, которую вели отдыхающие в пионерлагере. Нашу мозаику мы обнаружили на фото одного из административных зданий. 

От «Космоса» и «Графита» до «Хачапури и вино»

В 2010 году лагерь закрыли, спустя несколько лет новый собственник снес несколько зданий, но мозаике повезло: ее вовремя успели снять. Она попала к нам в плохом состоянии: какие-то элементы были полностью утрачены, отсырели или покрылись плесенью.

Мы решили, что попробуем с что-то с ней сделать и обратились к реставратору – Богдану Лавриненко. Он занимался восстановлением главной арки ВДНХ, скульптур павильона «Космос» и реставрировал здание электродного завода «Графит». Там была похожая советская мозаика с маленькими керамическими плитками. Богдану понравился проект, наша идея, и он согласился с нами поработать.

Процесс восстановления
Процесс восстановления

Мозаика с пионерами была узкой и длинной. Из 16 метров удалось использовать только центральную часть. Мы хотели сохранить аутентичность, поэтому некоторые участки остались незаполненными. Богдан проделал огромную работу – перенес плиты мозаики на округлую поверхность: мало кто верил, что такое вообще возможно. 

Мы доложили фрагменты сверху и снизу, восстановили лица, которые были сильно разрушены. Архитектор и мозаичист рисовали контуры портретов прямо на стене и докладывали на них полотно мозаики. В мозаике практически нет новых плиток — один из портретов пересобран из частей, которые не попали в интерьер. 

Недостающие белые фрагменты мы доложили из купленной старой советской плитки, которую побили молотком. Получились кусочки, практически неотличимые от тех, что на мозаике. 

В нашей работе мы часто пытаемся найти новое прочтение каких-то советских вещей, ценность которых не все замечают. В интерьере «Хачапури и вино» мы использовали множество старых предметов. Ковры, светильники, плафоны мы покупали в винтажных магазинах, на блошиных рынках или с рук в интернете. В новом пространстве эти вещи, спустя много лет забвения, наконец-то обрели значение.

Мозаика с пионерами — важная частичка советского прошлого и мы рады, что получилось ее переосмыслить и подарить ей новую жизнь.

Дорисовка мозаичного сюжета на колоннах
Дорисовка мозаичного сюжета на колоннах
Результат
Результат
читать на тему: