Фрагмент мультимедиаконтента для аэропорта Гагарин в Саратове, студия Radugadesign

Показательные выступления: мультимедиатехнологии в музейном дизайне

Что сегодня понимается под «новыми медиа» в отношении проектирования выставок и впечатлений? Какие мультимедийные решения используются в создании экспозиционно-выставочного проекта и какую функцию при этом выполняют? Когда уместно использование цифровых технологий — а когда, наоборот, неуместно? Чтобы поговорить об альтернативных способах коммуникации в музейных пространствах, наш партнер, компания ARS NOVA, организовала встречу с ведущими кураторами, художниками, архитекторами и креативными директорами медиастудий.

We are not enthusiastic about technology, but about what we can do with it.

Герфрид Стокер, креативный директор европейского центра медиаискусства Ars Electronica

По материалам дискуссии 20.04.2021 в Клубе АРХ Москва

Участники: Дмитрий Ликин, сооснователь бюро Wowhaus, художественный куратор научной экспозиции музея науки Политех; Иван Нефедкин, креативный директор студии Radugadesign; Борис Кислицин, сооснователь и креативный директор студии Pitch; Леван Келенджеридзе, креативный директор студии Medium; Ян Визинберг, партнер и креативный директор студии Lorem Ipsum; Анна Титовец, куратор Музея криптографии, медиахудожник, сооснователь фестиваля Plums Fest; Вадим Эпштейн, медиахудожник, основатель студии in[visible]; Наталья Масталерж, архитектор, партнер бюро Nowadays Office; Арсений Крюков, ARS NOVA; Юлия Шишалова, «Проект Россия»

Место встречи виртуального и физического

Как справедливо заметил Арсений Крюков из компании ARS NOVA, сегодня выставочно-экспозиционное пространство — это место соприкосновения цифрового и реального: если раньше медиахудожники создавали свои произведения как автономный контент для показа, то сегодня они все активнее интегрируются именно в выставочную среду, превращая в мультимедийный объект саму ее инфраструктуру. Так что затеянный разговор об уместности/необходимости подобных технологий свелся фактически к выделению их основных — и иногда неочевидных — ролей при взаимодействии с экспонатами, зрителями и самими музейными институциями.

«Виртуальные двойники»

На примере экспозиции Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге, где студия Pitch спроектировала, построила и пуско-наладила комплекс из 34 мультимедийных инсталляций, ее креативный директор Борис Кислицин показал, как с помощью мультимедиа удалось в одном случае воссоздать утраченные технологии, а в другом — сделать эффектный экспонат без дорогостоящей реставрации. ТЭП70 — пассажирский односекционный магистральный тепловоз с электрической передачей. Легкий на разгон, очень динамичный (конструкционная скорость 160 км/ч), плавный и мягкий на ходу, с просторной кабиной и впервые оборудованный электро-пневматическими тормозами, этот тепловоз выпускался с 1973 по 2006 год и во многом опередил мировые аналоги. А ТЭП70–0007 — единственный сохранившийся тепловоз ТЭП70 первого типа — это памятник инженерной мысли и гордость коллекции музея железных дорог России. Вот только достался он музею в ужасном полусгнившем состоянии. Поэтому, несмотря на то что никаких инженерных чертежей не сохранилось, специалисты студии Pitch взялись за реверс-инжиниринг, пообщались с машинистами и ремонтниками тепловоза и в итоге восстановили и смоделировали практически весь набор узлов и даже записали звуки, сопровождающие их работу. За полтора года исследований и экспериментов была спроектирована мультимедийная кинетическая инсталляция: «Мы создали и анимировали 3D-модель устройства тепловоза, вся техническая документация к которому была утерянной», — рассказал Борис.

Виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70. Пятиметровая медиа-стена двигается вдоль вагона, показывая его техническую «начинку», по треку длиной 22 метра. Студия Pitch
Виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70. Пятиметровая медиа-стена двигается вдоль вагона, показывая его техническую «начинку», по треку длиной 22 метра. Студия Pitch
Вагон системы Полонсо
Вагон системы Полонсо
«Исторический» разрез вагона Полонсо. Задачей этой инсталляции было не показать техническое нутро вагона, а воссоздать его интерьеры и стиль жизни руководящих советских партийных работников. Студия PITCH
«Исторический» разрез вагона Полонсо. Задачей этой инсталляции было не показать техническое нутро вагона, а воссоздать его интерьеры и стиль жизни руководящих советских партийных работников. Студия PITCH

Следующая история из этого музея — про роскошный бронированный вагон системы Полонсо, который возил высокопоставленных чиновников: сначала царских, потом советских. Загвоздка было в том, что реставрационные работы для него оценили в 50 миллионов рублей. Так что воссоздавать интерьер реши­ли при помощи схожего с предыдущим технического решения, средствами компьютерной графики. Для этого по серийному номеру вагона определили, что на нем ездил Молотов, когда, куда и с кем он мог ездить. На основе этого был написан сценарий. Вдоль вагона проложили трек, по которому автоматически перемещается тележка с установленным на ней 5-метровым  экраном, на котором посетитель может видеть интерьеры и происходящее в вагоне. Подобрали актеров, сшили для них костюмы, пригласили съемочную группу. В здании музея вагон Полонсо отогнали, построили на его месте декорацию: вагон без передней стенки с «хромакейным» задником и динамической подсветкой, имитирующей движение фонарей за окнами мчащегося ночью вагона. Затем провели съемки с камеры, установленной на тележке, — в один дубль, без монтажных стыков. После этого интерьеры были добавлены в компьютерной графике.

«Результат обошелся в разы дешевле, чем если бы заказчик сделал реставрацию, к тому же он намного эффектнее: это одна из главных инсталляций в музее железных дорог России, неизменно привлекающая внимание посетителей»,— резюмировал Кислицин. Таким образом, по мнению Бориса, мультимедиа-технологии часто способны не только сэкономить бюджет, но и стать главной «фишкой» экспозиции, на которую приходят посмотреть специально.

Эти слова подтверждает тот факт, что инсталляции музея получили престижные международные награды, а сам музей намного превзошел ожидаемые цифры по посещаемости, став одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. И это же приводит нас к тому, что при проектировании и реализации проектов должны использоваться профессиональные решения и оборудование. «Возьмем такую простую вещь, как кнопка. Обычная кнопка рассчитана на примерно 5 тысяч циклов нажатия, — пояснил Борис. — Так что если бы мы использовали такую, то в первые же месяцы были бы вынуждены поменять ее несколько раз. И так во всем — не говоря уже о том, что использование бытового оборудования не предполагает музейной автоматизации».

У Левана Келенджеридзе несколько иной опыт: его студия Medium много работает с историко-документальными выставками, и в этом случае «мультимедийные технологии — единственный способ донесения до посетителей той информации, которую кураторы задумали внедрить в тело экспозиции». Так было с выставкой «100 раритетов российской государственности», дизайн которой разработало бюро Nowadays Office: «Из огромного количества архивов со всей России были собраны редчайшие экспонаты, — рассказал Леван. — И их надо было каким-то образом экспонировать. Эту задачу решала технология дополненной реальности: на книжный разворот проецировалось изображение, и страницы будто сами перелистывались». «Помимо показа исторических документов нужно было рассказать о том, как работает государственный архив сегодня, — добавила архитектор проекта Наталья Масталерж. — Так что здесь использование мультимедиа было очень уместным». Инсталляция была интерактивной: посетитель мог выбрать на планшете два произвольных тега из предложенных, система запускала определенный алгоритм обработки загруженных в нее 15 тысяч фотографий царской семьи, сортировала и выдавала ту или иную фотоисторию. «Это хороший пример того, как можно из довольно скучного контента сделать что-то интересное», — резюмировал Леван.

Выставка «100 раритетов российской государственности» в «Новом Манеже». Арх. Nowadays, медиаконтент студия Medium
Выставка «100 раритетов российской государственности» в «Новом Манеже». Арх. Nowadays, медиаконтент студия Medium

Дополнение реальности и оживление экспонатов

Очевидное поле применения мультимедиа — раскрытие дополнительных слоев экспоната. Иногда без цифровых технологий это буквально не представляется возможным — как в случае создания музея Парка Горького на площади в 55 квадратных метров. «Запечатлеть всю историю, показать накопленные артефакты, передать дух места — и все это в двух крошечных залах. Вариантов обойтись без мультимедиа просто не было», — прокомментировал Леван Келенджеридзе.

С нестандартной задачей, хотя и в другом смысле, столкнулся медиахудожник Вадим Эпштейн: с помощью технологии видеомэппинга ему и его команде предстояло «перезагрузить» макет Сталинградской битвы, созданный в 1970-х годах, — центральный объект музея-панорамы в Волгограде. «Пытаясь представлять собой историческое свидетельство и воспроизводя макет несуществующего разрушенного города, макет за 50 лет сам по себе стал архивным объектом, —  рассказал Вадим. — Размером 11 с лишним на 4,5 метра, выполненный с советской дотошностью и точностью, с серой матовой ровной фактурой, он стал идеальной поверхностью для проекции. С одной стороны, таким образом мы проиллюстрировали основной вектор музея —  военную историю. А с другой, работали непосредственно с историей этого макета, самоценного самого по себе».

Технология видеомэппинга на макете сейчас встречается довольно часто. Иван Нефедкин, креативный директор студии Radugadesign, рассказал о подобном кейсе для постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим», дизайн которой делали Агния Стерлигова и Сергей Чобан. Здесь проекционный макет добавляли к уже существующей мультимедийной стене, и вместе они заработали иначе, чем по отдельности, формируя еще более сложный и многослойный нарратив. В этой же экспозиции использованы и другие приемы дополнения реальности — например, голограмма кареты патриарха Никона.

Медиаконтент студии Radugadesign для постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим»

Студия Radugadesign в Третьяковке: выставка к юбилею Василия Кандинского включала два главных шедевра художника — «Композиции VI» и «Композиции VII», и студия взялась за визуализацию истории создания обеих композиций, в наглядной форме раскрыв особенности творческого метода и показав процесс создания шедевров

Еще одна любопытная работа Вадима Эпштейна делалась для выставки «Русская сказка» в Новой Третьяковке: кураторы поставили перед художником задачу анимировать картину Васнецова «Баба Яга», где ведьма летит на ступе вдоль леса и лес при этом выступает самостоятельным персонажем, который требовалось оживить. И оказалось, что обычного анимированного движения недостаточно, нужный художественный эффект не достигался. Пришлось применить одновременно несколько разных приемов: один отвечал за свет, другой за движение, третий — за раскрашивание меняющегося пейзажа, чтобы превратить его условно-усредненный васнецовский лес со всех картин сразу, и т. д.

Креативный директор студии Lorem Ipsum Ян Визинберг, воспринимая создание экспозиций как рассказывание историй, считает, что мультимедиа — это новый вид нарративного искусства, совмещающий достоинства всех прочих. «К сожалению, от посещения большинства экспозиций у меня не складывается тот эмоциональный драматургический опыт, который получаешь, например, от фильмов, — поделился Ян. — Мне кажется, мы пока еще в начале пути поиска того языка, на котором можно было бы рассказывать истории о пространстве и использовать его возможности: заставлять реагировать, стоять или двигаться, смотреть или пропускать. Но ведь и кино, пока не изобрели монтаж, состояло из драматургически не связанного набора объектов. Сейчас это синтетический вид искусства, который в себя вобрал и литературу, и музыку, и театр и стал единым организмом. Точно так же мы рано или поздно научимся рассказывать пространственные истории». С его точки зрения, мультимедиа в этом случае должны работать прежде всего над целостностью всего произведения, собирать экспозицию воедино. Поэтому этот слой должен быть практически невидимым: «Как в кино: по-настоящему талантливая операторская и режиссерская работа не обращает на себя внимания и не отвлекает от основной истории».

Для аэропорта Платов студия Lorem Ipsum разработала целый ряд медиаинсталляций, связанных с историей казачества. Одна из них в интерактивной форме знакомит с национальными костюмами, другая анимировала батальное полотно, а для создания третьей — «кольца» со скачущими всадниками — действительно пришлось снимать настоящее кино

Для учебно-экспозиционного проекта «История образования в России», инициированного Еврейским музеем и центром толерантности, Lorem Ipsum сняла даже не кино, а целый сериал с Алексеем Серебряковым и Юлией Пересильд в главных ролях, которые перевоплощались то в царствующих особ Хазарского каганата, то в представителей творческой интеллигенции Серебряного века

А если экспонатов нет?

Еще недавно подобное было сложно себе представить. Однако сегодня музейные институции могут возникать не то что не имея коллекции (это как раз распространенная ситуация для частных музеев и фондов: когда собрание формируется постепенно, в том числе и в процессе активной выставочной деятельности), но даже без каких бы то ни было физических артефактов. А уж мифы, генерирующиеся в процессе поиска локальной идентичности, часто возникают и вовсе в чистом поле. Типичный случай — новый аэропорт Гагарин, построенный рядом с Саратовом: «Этот проект начинался с большой идеи, — вспоминал Арсений Крюков, непосредственный его участник, — что же случилось с сознанием людей после приземления Гагарина в Саратовской области, где возник аэропорт? Размышления на эту тему сопровождают пассажира от привокзальной площади до выхода на посадку. И первое погружение —  архитектурное: как раз на площади по концепции бюро Nowadays появилась аллегория капсулы и высокая 20-метровая стела с аэродинамическим фасадом». А вот внутри тема поддержана уже мультимедийными средствами и контентом, разработкой которого занималась студия Radugadesign: «Чтобы рассказать, как фигура Гагарина и путешествие человека в космос повлияли на культуру, мы вдохновлялись русским авангардом и космизмом», — пояснил Иван Нефедкин. На нескольких мультимедийных столах и экранах был запрограммирован специально разработанный контент: получилась та самая экспозиция без экспонатов.

Технологии пришли на выручку и тогда, когда на выставку работ Бориса Кустодиева не приехала центральная для одного из залов картина —  портрет жены художника. Архитекторы Nowadays вышли из положения, повесив на ее место легкую полупрозрачную штору, на которую проецировалась цифровая версия картины.

Совсем в ином ракурсе предстает вопрос про отсутствие экспонатов, когда речь идет о музее, репрезентирующем настолько эфемерные концепции, что оттолкнуться от какого бы то ни было предмета нельзя в принципе. Таков готовящийся к открытию Музей криптографии (дизайн экспозиции — Агния Стерлигова, PLANET 9), о котором рассказала его куратор Анна Титовец. «Отсутствие коллекции как таковой во многом повлияло на методологию подхода к созданию посетительского опыта и концепции экспозиции в целом. С внедрением возможностей цифровых технологий в музеи завязалась постоянная борьба между политикой смысла и политикой аффекта. Мы флуктуируем между тем, чтобы, с одной стороны, развлечь посетителя, а с другой — передать ему научное знание так, чтобы оно было ему интересно, понятно и доступно». При этом если гость увидит просто гигантское количество плазм с контентом, который он мог бы загрузить в простом браузере, непонятно, зачем ему вообще приходить в музей. «Посетительский опыт должен быть выстроен таким образом, чтобы это была некая иммерсивная и перформативная инсталляция, местами направленная на передачу концентрирован-ного научного знания, местами — наоборот, нацеленная на расслабление мозга и т. д.», — считает Анна. Раньше она работала с фестивалем Ars Electronica и уже сталкивалась с задачей выстраивания экспозиции, имея порядка 150 сложных технологических работ. «Отвечая на вопрос, когда нужно и можно использовать мультимедиа, я скажу, что всегда, когда можно их не использовать, — лучше этого не делать».

В том же Музее криптографии сосредоточение и плотность мультимедийных технологий уменьшается от этажа к этажу, от современности к глубине веков: повествование здесь выстроено сверху вниз и в обратном хронологическом порядке. Последний подвальный зал —  зал протокриптографии — максимально аналоговый и сделан в стилистике археологических раскопок. А там, где без экранов совсем не обойтись, используется технология E-ink, как в электронных книгах, когда монитор мимикрирует под бумагу. Анна искренне убеждена, что «невозможно постоянно находиться в мультимедиаполе — это очень утомительно».

Концепция Музея Криптографии, арх. Planet 9
Концепция Музея Криптографии, арх. Planet 9

В умозрительный «музей идей» должен превратиться и обновленный Политех, где художественным куратором научной экспозиции выступает архитектор Дмитрий Ликин. «Когда попечительский совет взялся за реорганизацию Политеха, то его директор, Юлия Шахновская, сформулировала довольно амбициозную цель — создать в Москве музей науки и первый в мире музей идей», — поведал Дмитрий Ликин. И после принятия такого принципиального решения пул ученых-экспертов отобрал для ядра будущей экспозиции 108 научных идей. «Сначала музей планировалось организовать таким забавным образом, чтобы по этим 108 идеям каждый посетитель мог бы совершать свой собственный маршрут: было бы, по сути, столько музеев, сколько посетителей. И если бы каждая научная идея была устроена по принципу луковицы, то есть содержала разные обертки с разной степенью серьезности донесения информации, то ты мог бы осваивать их послойно: где-то добираться до самой сути, где-то снимать верхнюю шкурку, а где-то проходить мимо». Однако в старом здании с анфиладной структурой воплотить эту идею никак бы не удалось —  понадобился бы бокс размером с хорошую «Икею». Поэтому придумали единый нарратив и распределили его части по этажам и тематическим экспозициям, и в настоящий момент идет активный поиск разнообразных форматов материализации идей. «Например, часть нашей экспозиции посвящена IT, и мы очень хотели рассказать людям про эти технологии фундаментальным образом и в предельно некомпьютерном антураже, —  прокомментировал Дмитрий. —  Я объяснил всем участникам, что предлагаемые ими решения должны существовать в зоне „физибилити“ —  приятных, физически ощутимых материалов и пользовательских чувств. В данном случае мы поняли, что надо воплотить простую мысль, что весь компьютерный мир построен всего на двух цифрах —  1 и 0 — и трех логических операциях. Так что входная инсталляция „Наш мир IT“ будет состоять из трех последовательных сцен, воплощающих идею логических гейтов. Как вы знаете, транзистор —  это устройство, через которое ток может пройти, не пройти или пройти не так: это символизирует логический гейт „и/или/нет“. И вот мы ставим три объекта, на которых посетитель сможет имитировать ход тока через транзистор с помощью переключения больших сантехнических вентилей и гоняя воду по трубам, очевидно понимая, что это такое —  протекание или непротекание информации через логический гейт. Подобного рода решения —  результат диктата моей кураторской воли и общего видения образа экспозиции».

Таким образом, несмотря на очевидные преимущества цифры в целом ряде случаев, интригующими и нестандартными способами коммуникации с посетителем по-прежнему могут быть аналоговые, «ламповые» ходы. Более того: в современном музее может не быть видимых мультимедиа вовсе. Такова, например, позиция Елены Гагариной, директора Музеев Московского Кремля: проект приспособления под новое здание музея, который откроется в 2024 году, делает опять же бюро Nowadays (подробнее см. ПР93/94) и, по словам архитектора Натальи Масталерж, в постоянной экспозиции не будет ни одной мультимедийной инсталляции или даже QR-кода. «Экспонаты Музеев Кремля —  удивительные вещи тонкой работы и огромной ценности. Нынешняя экспозиция в Оружейной палате, где, в частности, используются несколько устаревшие технологии освещения, не передает красоту объектов. В новом музее мы уделили самое пристальное внимание двум вещам: освещению (светодизайнеры работали с каждым экспонатом отдельно) и режиссуре пространственных впечатлений посетителя. Такой подход делает заметный мультимедийный слой избыточным, и отказ от него был принципиальным эстетическим решением. Скорее всего, какой-то невидимый цифровой компонент в экспозиции все же появится, но, учитывая современные темпы развития технологий, разрабатывать его имеет смысл ближе к открытию музея, через три года».

Правда, каких-то принципиальных прорывов в следующие пять лет наши эксперты не ожидают. Борису Кислицину кажется, что музей движется в сторону индивидуализации контента по принципу контекстной рекламы: «Приду в условный Политех, сообщу какому-нибудь приложению, что меня интересует авиация, а оно мне в следующий визит посоветует газообразные среды». Его поддержали другие участники дискуссии: «Точно так же, как сегодня большие фармкомпании пытаются создавать индивидуальную медицину, на основе личных предпочтений будет генерироваться и индивидуальный музейный маршрут».

Однако в первую очередь в музеях будут работать уже годами проверенные технологии и приемы: эксперименты требуют к себе слишком много технического внимания, останется только то, что не доставляет никаких неудобств. И уж точно технологии не будут появляться в музеях ради технологий. Потому что в музеи приходят за разным опытом. Иногда достаточно действительно просто наслаждаться красотой.

читать на тему: