Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Новый аэрокомплекс в Саратове — один из первых аэропортов в современной истории России, возведенный с нуля. Над проектом работала целая команда специалистов, которые превратили транзитный терминал, без преувеличения, в культурное явление.
Саратовская область, дер. Сабуровка
фото:
Илья Иванов, АБ ASADOV_
опубликовано в журнале:
ПР92
2013
реализация:
2019
генпроектировщик:
ГК «Спектрум»
«Архитектура живой формы»
общая площадь терминала:
230 тыс. м2
АБ ASADOV_ , Nowadays office
Андрей Асадов, Александр Асадов, Татьяна Лебедева, Полина Белкова, Кирилл Шепета, Елена Дидоренко, Юлия Шалетри (АБ ASADOV_)
Ната Татунашвили, Арсений Крюков, Алина Квирквелия (NOWADAYS office + SAGA)
«Макрофабрика»AGC
партнер по инженерному проектированию и производству инсталляций и экспозиционных объектов / остекление фасадов
В задачи бюро Асадовых входило создание общей концепции комплекса, архитектурные и интерьерные решения пассажирского терминала, а также разработка дизайн-кода административных и технических корпусов. Общее направление для всего дизайна задало название аэропорта — «Гагарин». Именно на саратовской земле учился, а потом и приземлился после первого космического полета Юрий Гагарин. Главный фасад терминала представляет собой «космическую» волну, расходящуюся от главного входа. Образ волны перекликается и с другими символами региона — рекой Волгой, а также знаменитой саратовской гармошкой.
«В Саратове мы сначала взяли за основу образ прославленной саратовской гармошки. А потом вдруг в процессе работы было решено назвать аэропорт «Гагарин», поскольку первый космонавт в истории учился в саратовском училище, а потом совершенно удивительным образом приземлился недалеко от места строительства нового аэропорта в саратовских степях. И вся тема начала развертываться вокруг космической идентичности. С легкой руки бюро Nowadays появилось центростремительное ядро, от которого протуберанцами во все стороны расходятся силовые звуковые поля и отражаются в фасаде: стекло, как от старта огромной ракеты, начинает вибрировать и складываться в исполинскую гармошку, звуковой взрыв», — рассказывает Андрей Асадов.
Внутренние пространства терминала выдержаны опять же в «космической» черно-белой гамме. Ключевой акцент интерьера — серия парящих объектов, часть из которых обрамляет световые фонари, а часть свободно зависает в пространстве. Все основные элементы интерьера (павильоны duty-free, зоны отдыха и т.п.) поддерживают общую ретрофутуристичную тематику.
Неотъемлемой частью интерьера стала серия интерактивных инсталляций, превращающих здание аэропорта в интерактивный музей. Экспозицией музея занимался целый консорциум. RADUGA design отвечали за программирование медиа-контента, который выводится на гигантской ленте, протянувшей вдоль залов аэропорта. Компания «Макрофабрика» по проекту Nowadaуs изготовила стелу — кинетическую скульптуру на входной площади, капсулу, а также пять инсталляций в интерьере: рамку обратного отсчета, стеклянную стену, «Космическую прогулку», интерактивный стол для музейной экспозиции и тот самый гигантский экран.
Идея и настроение экспозиции идеально описывается названием фильма Алексея Учителя «Космос как предчувствие»: здесь есть и работы русских авангардистов как предтеча футурологического мышления, и истории реализации этих идей в полете, и примеры того, как космос в то удивительное время проник буквально во все сферы жизни — начиная от ретрофутуристичной мебели и заканчивая советскими пылесосами «Ракета».
Даже выходя на посадку, ты проникаешься этим космическим звучанием: одна из инсталляций с обратным отсчетом времени до старта сопровождается отрывками переговоров Гагарина с центром управления полетами.
Все это настолько обогатило культурными кодами сугубо техногенные пространства, что превратило саратовский аэропорт уже даже не в транспортный, а в культурный хаб. Как предчувствие того, что в будущем любой элемент транспортной инфраструктуры может выглядеть именно так.
См. также Бизнес-лаунж внутренних линий в аэропорте «Гагарин» в Саратове