Полетный осмотр: как российские аэропорты становятся музеями современной архитектуры и искусства
На прошлой неделе в Новосибирске открылся новый аэротерминал, и примечателен он не только тем, что благодаря ему аэропорт Толмачево им. А.И. Покрышкина претендует стать самым большим региональным авиахабом России (более 100 тыс. м2 после реализации всех очередей). Здание, спроектированное бюро СПИЧ, представляет собой квинтэссенцию того, чем должен быть современный аэропорт: не просто запоминающимися воротами в город, его но «культурным представительством» и объектом искусства сам по себе.
«Крылатые ангелы места»
Два крупнейших отечественных авиахолдинга — «Новапорт» Романа Троценко (22 аэропорта) и «Аэропорты регионов» (10 аэропортов) уже несколько лет «соревнуются» в создании самых современных терминалов на территории страны. И чем дальше, тем явственнее проявляется тренд на наделение каждого из новых зданий или комплексов четко выраженным характером — маркером места. Мы уже писали про аэропорт Перми, чей золотой козырек навеян местной знаменитой деревянной скульптурой, терминал «Леонов» в Кемерове со звездным небом внутри и аэропорт «Гагарин» в Саратове с фасадом в виде гармони и многочисленными «космическими» элементами в интерьере и экстерьере. Недавно были обнародованы результаты открытого конкурса на аэропорт в Оренбурге (это совместный проект двух вышеназванных холдингов) — так там Гагарина «скрестили» с пуховым платком. А пассажирский терминал в Новом Уренгое, который тоже открылся на днях, Bitus Bureau, созданное руководителем проекта аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, — это выстроенные в ряд ненецкие чумы, распространенные на Крайнем Севере.
Что могли символизировать собой в этой логике «небесные врата» Новосибирска? Говоря об архитектурной концепции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который вместе с командой бюро СПИЧ принимал участие в проекте, вспоминал, что толчком для развития небольшого поселка в столицу Сибири некогда стало строительство железнодорожного моста через Обь. Инновационные технологии всегда играли особую роль для этого города — и авангардная архитектура в том числе: именно в 1920-1930-е года Новосибирск получил свое нынешнее название и уникальную конструктивистскую и позднеконструктивистскую застройку, которая и сегодня формирует лицо города. Кстати, передовая параметрическая стеклянная архитектура, которая возводится при любых отрицательных температурах, — тоже родом отсюда: когда проектировали «стеклянную кору» в парке Зарядье с интегрированными солнечными панелями, то пригласили именно новосибирскую компанию.
Так или иначе, в основу формотворческого подхода должна была лечь технология как таковая. А с учетом того, что в городе работает одно из крупнейших самолетостроительных производств страны, вполне закономерно, что в новом терминале высотой 32,2 метра, соединенным с существующим зданием аэровокзала крытой галереей, доминируют «турбины» — четыре колонны диаметром по 5 метров. Подсветка боковых алюминиевых ребер словно бы приводит их в движение, «ввинчивает» в потолок, и только с высоты отчетливо видны световые фонари — стеклянные «колпаки» над кровлей, которые будто бы сдерживают четырехчастный «двигатель» и не дают всему зданию «взлететь».
Парфенон от современной архитектуры
Сама форма нового терминала, перед которым теперь организована главная подъездная площадь, довольна проста. Это вытянутый параллелепипед: «Мы попытались придумать нечто, что было бы очень классическим. Идея в том, чтобы эта форма не старела, чтобы она могла жить как объект современного искусства, но при этом не была подвержена изменениям моды», – комментирует Сергей Кузнецов. Таким образом, витражное остекление крупноформатными блоками 3х6 м, закрепленное с помощью тончайших вантовых конструкций, формирует лишь элегантную, почти полностью прозрачную оболочку для общественных зон внутри, где колонны-турбины предстают своего рода скульптурами — атлантами, которые «держат небо» на «алюминиевых руках». Причем делают это без видимых усилий — кровля как будто парит, и в этом можно увидеть параллель с готической архитектурой, где опора представляет собой нечто скорее грациозное и ажурное, чем массивное и монументальное. Так или иначе, абсолютно классическая деталь просто трактуется на современный манер — точно так же, как это происходит с козырьком, консоль которого из матовой лакированной стали динамично выдвинута на 11 метров, и входными группами — напротив, «утопленными» в фасад. Это — реверанс в сторону как раз богатого авиационного прошлого региона.
Тем не менее, можно сказать, что получился действительно относительно нейтральный объем, который с одной стороны можно наполнить каким угодно содержимым, адаптировав под меняющиеся потребности и тренды, а с другой, он имеет характерный образ, который, в свою очередь, трактуется по-разному в зависимости от желания смотрящего. «Понятия архитектуры на века больше не существует, — считает Сергей Кузнецов. — Разговаривать с вечностью — значит создавать здания, которые легко меняются внутри».
И он же рассказывает, что в школьном возрасте два с половиной года прожил с родителями в Йемене, так что в «турбинах» аэропорта «Толмачево» для него неожиданно проявились черты удивительных деревьев с острова Сокотра. А кому-то, вероятно, эти колонны напомнят гигантские грибы — тем более, что конструкции в залах выдачи багажа — уже черного цвета и без световых фонарей над ними — напоминают опоры со «шляпками» гораздо сильнее. И опять-таки мы видим рисунок расходящихся прожилок, или потоков энергии, благодаря которым конструктив и перекрытия здания визуально срастаются и замыкаются в единый работающий контур. Идеальное гибкое пространство, к которому можно «подключить» любые движимые и недвижимые «экспонаты».
«Добро пожаловать на арт»
Первые из них в новом терминале уже появились: еще на стадии проектирования Роман Троценко, известный меценат и коллекционер, привлек к сотрудничеству Новосибирский государственный художественный музей. Характерно, что здание, в котором располагается музей, построено архитектором А.Д. Крячковым в те самые 1920-е годы, когда «Сибирское Чикаго» переживало свой расцвет, и в плане оно напоминает самолет — как образ устремленности в будущее. Теперь этот «самолет» «приземлился» в новом аэропорту «Толмачево»: после нескольких экспериментальных выставок в старом терминале — в новом открылось полноценное отделение музея.
Устраивать арт-экспозиции в современных транспортных хабах — это уже, можно сказать, традиция: архитектура к этому располагает, а развлекать пассажиров и развивать у них вкус и чувство прекрасного — задача более чем благородная. Хотя обычно в таких случаях и искусство выбирается современное (как в аэропорту «Платов»), и инсталляции делаются интерактивными и технологичными — как в саратовском «Гагарине» или в реконструированном конструктивистском железнодорожном вокзале в Иванове. Здесь же для показа были отобраны репродукции знаковых шедевров русской живописи XVIII-XX веков из постоянной экспозиции музея: произведения К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского.
Оформленное ими арт-пространство в виде импровизированного борта самолета расположилось сразу после стойки регистрации и контроля досмотра пассажиров. Одно из центральных мест в нем занимает портрет Екатерины II Дмитрия Левицкого, на внутренней «обшивке» — пейзажи Николая Рериха (их в коллекции музея около 60), а сидя в отреставрированных пассажирских креслах легендарного ТУ-134, в «иллюминаторах» можно со всем пристрастием рассмотреть «Лунную ночь» Архипа Куинджи, «Парижские огни» Константина Коровина, «Европейский флот на рейде у острова Крит» Ивана Айвазовского, а также работы сибирских художников: Н.И. Чевалкова, А.В. Вощакина, Н.Д. Грицюка. В некотором роде это возможность посетить главный художественный музей Сибири, практически «не выходя из самолета». «Может быть, прозвучит нескромно, но я считаю, что мы получили один из лучших, если не лучший аэропорт в России на сегодняшний день — с точки зрения архитектуры, элегантности, качества пространства и его технологических возможностей», — говорит Кузнецов.
Как минимум участникам проекта удалось создать здесь место репрезентации настоящего, прошлого и будущего всего региона — и кажется, именно такую миссию и должна нести архитектура аэропортов.