Дом-музей братьев Третьяковых в Москве

Новый музей Сергея и Павла Третьяковых благодаря талантливому — и уже не раз подтвердившего свою убедительность — подходу Наринэ Тютчевой и ее команды — это не только рассказ об истории коллекции знаменитых братьев и даже не только показ плодов их собирательства. У бюро «Рождественка» получился именно дом-музей — в том смысле, что он экспонирует историю самого себя, перетурбаций, которые переживали такие же постройки тех времен, и предметов быта, характеризующих ту эпоху и формирующих уклад ее очевидцев.

расположение:

Москва, 1-й Голутвинский пер., 16 строение 1

заказчик:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"»

генеральный подрядчик:
ООО «Интеграл»

общая площадь:

 900 м2

реализация:
2021-2022

авторы проекта:
Рождественка

Н.Г. Тютчева, С.Г. Кравченко (ГАП), С.Н. Алешина (ГАП-реставратор), К.А. Якушин (главный конструктор), И.Г. Кудрявцева, П.Ю. Попов, Е.В. Кириллова, А.Д. Тер-Саакова, М.А. Гайер, А.Н.  Гонов, З.И. Трегулова, Т.В. Гафар

Информация от архитекторов:

В 1795 году участок на Бабьем городке рядом с церковью Николая Чудотворца в Голутвине приобретает московский купец третьей гильдии Захар Елисеевич Третьяков, дед Павла и Сергея Третьяковых. В 1830 году после смерти  З.Е.Третьякова произошел раздел имущества, при котором полюбовным решением семейного совета двор с землей и строениями перешел старшему сыну Михаилу Захаровичу Третьякову. Вероятно, так случилось ввиду предстоящей свадьбы Михаила Захаровича, которая состоялась в 1831 г. А уже в 1832 году в семье родился старший сын Павел, еще через два года — Сергей. В доме братья Третьяковы провели детские и отроческие годы. 

Однако скоро небольшой дом становится тесным, и семья сначала арендует дома поблизости, а в 1851 году приобретает дом в приходе церкви св. Николая в Толмачах в Лаврушинском переулке. Несмотря на переезд семьи, за домом в Голутвине переулке закрепляется статус родового гнезда семьи Третьяковых.

Продольный и поперечный разрезы
Продольный и поперечный разрезы

Первоначально, в конце XVIII века, здание строилось практически квадратным в плане, с четным количеством окон по восточному фасаду. Но уже в 1822 году дом приобретает модный по тем временам мезонин, обращенный на восток. Таким образом, восточный фасад становится доминирующим. На западном фасаде появляются два деревянных ризалита и галерея высотой в два этажа, в которой, видимо, располагалась лестница.

Декор здания предельно лаконичен и прост. Фасады членились широкими лопатками на части, соответствующие внутренним основным стенам здания. Вход в здание располагался на южном фасаде со стороны двора.

В 1830–1835 годах происходит перестройка мансардного этажа, наращиваются «крылья» и устраивается двухскатная кровля. В прошлом деревянные, ризалиты становятся каменными. Необходимость в дополнительных помещениях приводит к тому, что в 1853 году при основательной перестройке дома возникает полноценный рубленный второй этаж. Устраивается вальмовая кровля, а сруб облицовывается досками. Несмотря на все перенесенные изменения, образ здания по-прежнему сдержан, а все детали и элементы соразмерны и гармонично сочетаются между собой и окружением.

В результате многочисленных перестроек к 1870 году дом Третьяковых представляет собой полукаменное, с полноценным вторым деревянным этажом здание. Ризалиты также были двухэтажные, с каменным нижним этажом и деревянным верхним — в них располагались лестницы. При входе в ризалиты были устроены деревянные одноэтажные тамбуры. В таком виде дом существовал до начала ХХ века. 

Интерьеры 1 этажа Дома после реконструкции. Интерактивная экспозиция
Интерьеры 1 этажа Дома после реконструкции. Интерактивная экспозиция

В 1918 году здание было национализировано и превращено в жилой дом с коммунальными квартирами. В начале 1970-х дом расселили, и началось его быстрое разрушение.

Спустя 60 лет, в 1978 году, в соответствии с приказом заместителя Министерства культуры СССР, дом Третьяковых был передан НИЦ МК СССР. Реставрация памятника была поручена ВПНРК. Начаты проектные, а позднее и производственные реставрационные работы, которые проводились с 1978 по 1983 годы. Изначально деревянный этаж заново выстраивается из кирпича, а деревянные перекрытия заменяются на железобетонные по металлическим балкам.

Наконец, в 1997 году дом Третьяковых был передан на правах оперативного управления Всероссийскому музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». С 2015 года началась разработка концепции нового музея, а двумя годами позже — непосредственные работы по реконструкции исторического здания. 

Чертеж люстры, специально сконструированной для размещения прожекторов и проектора
Чертеж люстры, специально сконструированной для размещения прожекторов и проектора
Экспозиция 1 этажа. План архива
Экспозиция 1 этажа. План архива
1 этаж. Развертки
1 этаж. Развертки
План выставочных конструкций 1 этажа
План выставочных конструкций 1 этажа
План 1 этажа
План 1 этажа

Сначала был разработан и принят проект экспозиции нового музея: рассказ не о том, как здесь жили Третьяковы, так как они жили здесь только в детстве, а о самих Третьяковых, о том, что с ними было связано, о том, что они сделали. Была написана концепция, сценарий экспозиции и мультимедиа. После определения проекта новой экспозиции стало ясно, что проект реставрации, который к тому времени уже существовал и был разработан «Спецпроектреставрацией», нуждается в доработке «под экспозицию». Таким образом, проект реставрации и приспособления буквальным образом «пророс» из концепции экспозиции. «Спецпроектреставрация» передала права на ранее выполненный проект  прхитектурному бюро «Рождественка», которое и выполнило корректировку. Согласно их идее, первый этаж рассказывает про подлинные стены, а второй — про подлинные предметы, размещенные «в макете».

В нижнем каменном этаже экспонатом становится сам дом: остатки подлинной дранки под штукатурку, клейма на кирпичной кладке, раскрытые на стенах, подвал под стеклом, макет здания. Кроме того, три зала на первом этаже содержат мультимедийный рассказ, посвященный семье Третьяковых, их деятельности, коллекциям.

Второй этаж полностью воссоздан еще в 1980-е годы. Воссоздана историческая анфилада помещений, и в этом пространстве сформирована типизированная обстановка XIX века для показа подлинных вещей. Информации о планировках времени Третьяковых найти не удалось, сохранились только данные о коммунальных квартирах. Кроме того, можно предположить, что, когда Третьяковы начали сдавать дом внаем, внутреннее пространство перепланировали для жильцов, разделив на две равные части; то есть какой была исходная планировка — мы не знаем.

Единственное, на что мы могли опираться, — это на конфигурацию кирпичных стен первого этажа и на размещение оснований печей. Печи подсказывали, каким образом, скорее всего, был спланирован второй этаж.

Исследование здания, архивов позволили обнаружить материалы, которые дали основания для покраски стен.

Зал-гостиная — пространство для экспозиций объектов из коллекций обоих братьев, которая будет регулярно меняться
Зал-гостиная — пространство для экспозиций объектов из коллекций обоих братьев, которая будет регулярно меняться
Интерьеры «кабинетов» Сергея и Павла Третьяковых
Интерьеры «кабинетов» Сергея и Павла Третьяковых
План 2 этажа
План 2 этажа

Первый этаж представляет собой многочисленные архивные документы и фотографии в виде мультимедийных инсталляций, которые разделены по залам: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». В интерьерах первого этажа нет предметов: экспозиция, представленная на экранах и интерактивных столах, состоит из цифровых альбомов (с фотографиями, документами и сопроводительными текстами) и видеофильмов, представляющих хроники событий жизни и истории России, которые последовательно раскрывают предпринимательскую, благотворительную сферу и главное дело жизни Третьяковых — создание картинной галереи.

На втором этаже, где не осталось ничего подлинного, включая наружные стены, представлены кабинеты Павла и Сергея Третьякова и зал-гостиная, рассказывающие об атмосфере жизни Третьяковых, создающие «портрет» коллекционеров, обнаруживающий близость устремлений и одновременно разность характеров братьев. Включенные в экспозицию второго этажа предметы живописи, скульптура, книги, мебель, немногие предметы обихода, часть из которых являются подлинниками, рассказывают о профессиональной деятельности, увлечениях и взглядах, жизни братьев-коллекционеров. Поскольку в стенах этого дома кабинетов у братьев никогда не было, экспозиционная инсталляция выполнена как витрины, в которых разместились подлинные предметы великих меценатов и коллекционеров.

читать на тему: