Реконструкция фасадов бывшего фурнитурного завода в Минске
Молодое бюро из Беларуси уже несколько лет занимается реконструкцией советских промышленных построек, которых в Минске сохранилось с избытком: расположенные в центральной части города, но полуразрушенные, они должны при минимальных инвестициях измениться до неузнаваемости и стать привлекательными. Реконструкция фасадов фурнитурного завода стала одной из первых крупных работ бюро и во многом сформировала его неформальный подход к проектированию, когда вкладываешься не столько во внешний облик, сколько в привлечение предприимчивых «акторов», которые и вдохнут в конечном итоге в старое здание новую жизнь.
Минск, Беларусь
2020-2021
Катя Сыромолот
Radical Passive / Галина Михайлова, Дарья Корецкая, Наталья Заева, Елизавета Шиличева
Информация от архитекторов:
Здание бывшего фурнитурного завода расположено в глубине квартала промышленной застройки. Его территорию можно по праву назвать платформой №9 ¾ центральной части Минска: чтобы попасть на нее, нужно точно знать, что она есть. При первой встрече на объекте с заказчиком мы увидели перед собой характерный пример промышленного здания позднесоветской эпохи, прекрасного ясностью и чистотой своего архитектурного языка. Нас очаровала красота его строгих фасадов, открытый материал бетонных панелей, нюансный рисунок швов между ними и частично сохранившиеся родные оконные блоки с регулярной геометрией импостов. Перед нами была поставлена задача максимально доступными средствами изменить внешний вид фасадов таким образом, чтобы они отвечали новой функции здания — офисному центру для молодых, но быстро развивающихся компаний.
С самого начала работы стало понятно, что рисунок швов бетонных панелей (изящную деталь эпохи индустриального строительства) на фасаде сохранить не удастся: здание будет утепляться снаружи и характерный рисунок скроется за плитами из минеральной ваты. Сохранить дух индустриального прошлого здания и память о бетонных панелях мы решили за счет использования гладкой фактуры штукатурки, окрашенной в серый цвет. Строгость этого решения частично «смягчил» частый рисунок черных импостов окон, повторяющий структуру оригинальных оконных блоков.
Получившееся в результате упрощение архитектуры фасада нужно было чем-то компенсировать, чтобы создать дружелюбную и привлекательную для человека среду. Поэтому мы приняли решение сформировать «живой контур» первого этажа здания, добавив на уровне цоколя террасы и выделив периметр цоколя мелкоформатной черной плиткой с белыми швами. В этом нюансом вторжении содержится наше понимание того, что при реконструкции стремление сохранить аутентичный архитектурный язык должно уравновешиваться уважением к восприятию среды ее пользователями. Они чаще всего не так легко очаровываются аскетичностью советских промышленных зданий, как это делают архитекторы.
Сейчас, в условиях нестабильной экономики, вкладывать большие финансовые средства в реконструкцию старого недвижимого фонда не всегда возможно и не всегда разумно. Гораздо разумнее вкладывать ресурсы в другую составляющую проектов редевелопмента: привлечение предприимчивых и смелых акторов, формирующих ту «жизнь» на реконструируемой территории, которая впоследствии привлекает крупных арендаторов. В каждую разрабатываемую концепцию реконструкции мы встраиваем те детали, которые создают условия для вовлечения молодых и подвижных бизнесов. Такие бизнесы, не имея пока возможности платить девелоперу рыночную арендную ставку, готовы занимать не самые благоустроенные помещения и формировать при этом привлекающую крупные компании «движуху». Поэтому, имея в распоряжении по заданию заказчика даже только плоскости фасада, мы стремимся всеми доступными нам средствами создавать подходящую для этой цели архитектурную среду.