Реконструкция фасадов бывшего фурнитурного завода в Минске

Молодое бюро из Беларуси уже несколько лет занимается реконструкцией советских промышленных построек, которых в Минске сохранилось с избытком: расположенные в центральной части города, но полуразрушенные, они должны при минимальных инвестициях измениться до неузнаваемости и стать привлекательными. Реконструкция фасадов фурнитурного завода стала одной из первых крупных работ бюро и во многом сформировала его неформальный подход к проектированию, когда вкладываешься не столько во внешний облик, сколько в привлечение предприимчивых «акторов», которые и вдохнут в конечном итоге в старое здание новую жизнь.

расположение:

Минск, Беларусь

реализация:

2020-2021

фото:

Катя Сыромолот

авторы проекта:

Radical Passive / Галина Михайлова, Дарья Корецкая, Наталья Заева, Елизавета Шиличева

Информация от архитекторов:

Здание бывшего фурнитурного завода расположено в глубине квартала промышленной застройки. Его территорию можно по праву назвать платформой №9 ¾ центральной части Минска: чтобы попасть на нее, нужно точно знать, что она есть. При первой встрече на объекте с заказчиком мы увидели перед собой характерный пример промышленного здания позднесоветской эпохи, прекрасного ясностью и чистотой своего архитектурного языка. Нас очаровала красота его строгих фасадов,  открытый материал бетонных панелей, нюансный рисунок швов между ними и частично сохранившиеся родные оконные блоки с регулярной геометрией импостов. Перед нами была поставлена задача максимально доступными средствами изменить внешний вид фасадов таким образом, чтобы они отвечали новой функции здания — офисному центру для молодых, но быстро развивающихся компаний.

Здание до реконструкции
Здание до реконструкции
Схема измнения рисунка фасада после реконструкции
Схема измнения рисунка фасада после реконструкции
Здание после реконструкции
Здание после реконструкции

С самого начала работы стало понятно, что рисунок швов бетонных панелей (изящную деталь эпохи индустриального строительства) на фасаде сохранить не удастся: здание будет утепляться снаружи и характерный рисунок скроется за плитами из минеральной ваты. Сохранить дух индустриального прошлого здания и память о бетонных панелях мы решили за счет использования гладкой фактуры штукатурки, окрашенной в серый цвет. Строгость этого решения частично «смягчил» частый рисунок черных импостов окон, повторяющий структуру оригинальных оконных блоков.

Получившееся в результате упрощение архитектуры фасада нужно было чем-то компенсировать, чтобы создать дружелюбную и привлекательную для человека среду. Поэтому мы приняли решение сформировать «живой контур» первого этажа здания, добавив на уровне цоколя террасы и выделив периметр цоколя мелкоформатной черной плиткой с белыми швами. В этом нюансом вторжении содержится наше понимание того, что при реконструкции стремление сохранить аутентичный архитектурный язык должно уравновешиваться уважением к восприятию среды ее пользователями. Они чаще всего не так легко очаровываются аскетичностью советских промышленных зданий, как это делают архитекторы.

Сейчас, в условиях нестабильной экономики, вкладывать большие финансовые средства в реконструкцию старого недвижимого фонда не всегда возможно и не всегда разумно. Гораздо разумнее вкладывать ресурсы в другую составляющую проектов редевелопмента: привлечение предприимчивых и смелых акторов, формирующих ту «жизнь» на реконструируемой территории, которая впоследствии привлекает крупных арендаторов. В каждую разрабатываемую концепцию реконструкции мы встраиваем те детали, которые создают условия для вовлечения молодых и подвижных бизнесов. Такие бизнесы, не имея пока возможности платить девелоперу рыночную арендную ставку, готовы занимать не самые благоустроенные помещения и формировать при этом привлекающую крупные компании «движуху». Поэтому, имея в распоряжении по заданию заказчика даже только плоскости фасада, мы стремимся всеми доступными нам средствами создавать подходящую для этой цели архитектурную среду.

читать на тему: