Ресторан «Gyoza Mazaya» в Москве

Первый ресторан-стационар для будущей сети японских пельменных, открывшийся в районе Павелецкой, получился подчеркнуто не-японским (хотя дизайнеры опирались на культуру токийской уличной жизни) и еще более подчеркнуто — инстраграмно-сюрреалистичным, чему во многом поспособствовала работа с цветом и светом.

расположение:

Москва, Новокузнецкая, 39

фото:
Дмитрий Владимиров

проектирование:

март 2021

реализация:
июнь-июль 2021

общая площадь:

50 м2

авторы проекта:

ТГО11 / Алиса Кауфман, Майя Канделаки, Ирина Ермолаева

Информация от архитекторов:

Заказчик пришел к нам с идеей паназиатского ресторана, основу кухни которого составляют гёдза — японские пельмени, являющиеся одним из трех китов японского стрит-фуда. К тому же на основе этого первого стационарного ресторана предполагалось развитие целой сети с использованием всех возможных форматов — от ресторанов люкс-класса до демократичных корнеров и мобильных точек; планировалось вывести гёдза в России, так сказать, «и в пир, и в мир».

Соответственно, создавая интерьер этого ресторана, мы должны были сразу придумать интерьерную бренд-айдентику, основанную на минимальном количестве элементов и легко воспроизводимую в рамках разных форматов/бюджетов. 

 

Сам заказчик — приверженец минимализма. Двумя основными его условиями к началу работы над интерьерным концептом были отсутствие традиционного в европейском сознании подхода к теме Японии (монохромности, дерева, панелей, фонариков, реверансов эко-дизайну и прочего в этом же роде) и желание сделать интерьер «инстаграмным». Да и само название «Gyoza Mazaya» («Гёдза Мазая») сразу настраивало на творческое хулиганство. Иными словами, руки он нам крепко развязал и помыслы наши на свободу отпустил.

Планы помещения
Планы помещения
Разрез 1-1
Разрез 1-1
Разрез 2-2
Разрез 2-2

Таким образом, дизайн-концепт сформировался быстро, просто, из самых линейных ассоциаций: Гёдза – Токио – вечер – перекресток Сибуя – переулки Харадзюку – стрит-арт – срит-фуд – Гёдза! А прибавив к этим ассоциациям нашу вечную любовь к скандинавскому функциональному минимализму, стал ясен и стиль. Назовем его, если так бывает, «стрит-джапанди». 

Дальше оставалось только создать атмосферу мегаполиса в маленьком помещении и воспроизвести там минимумом средств головокружительную динамику вечернего Токио. Так что в колористике мы выбрали «телемадженту», ибо именно она доминирует в ночных огнях модных токийских улиц и броских нарядах молодежи в токийских переулках. А за динамику ответили свет, создающий многократные отражения в постоянно меняющем цвета дихроичном стекле, и безудержная кистевая графика амстердамского графического дизайнера и иллюстратора Ирины Ермолаевой. Они, кстати, и стали тремя легкими, но незыблемыми столпами интерьерной бренд-айдентики: телемаджента, дихроик и графика.

И хотя пространство было невелико, мы с самого начала решили спланировать его таким образом, чтобы доминантой стала открытая кухня с рассадкой для гостей по периметру. Не только потому, что это позволило нам создать максимально комфортную эргосреду для персонала, оптимальное количество посадочных мест, комфортную логистику сервировки, привлекательный просмотр с улицы и социализировать гостей-одиночек, а потому еще, что светящаяся кухня — это ​​ квинтэссенция азиатского стрит-фуда: манящий огонек вагончика уличного торговца в ночном переулке, дуновение домашнего тепла в огромном городе, то есть все то, что называют «уют». При некоторой экстремальности цветового решения уют нам был совершенно необходим, и, судя по отзывам гостей, ход удался. 

Поскольку кухня с рассадкой заняли практически все помещение, для победы над ощущением недостатка пространства мы снова воспользовались лучшим интерьерным материалом — светом, максимально сконцентрировав направление технически необходимого рассеянного верхнего освещения в саму кухню, «отбив» свет от остального пространства при помощи «дихроичного стакана» — светонепроницаемого волшебного экрана вокруг верхних полок, подчеркнув геометрию кухни световой линией, подсветив исключительно функциональную поверхность столешниц и погрузив остальное помещение в полумрак. Затемнение и цветовая однородность пространствoобразующих плоскостей позволили одновременно и размыть границы помещения, превратив его во вселенную, и отвлекли внимание от открытых коммуникаций, не слишком вяжущихся с концептуальным минимализмом.

Мы пользовались только техническим светом (панелями, лентами), чтобы подчеркивать основное — кухню как объект, атмосферу и самое главное — еду — без привлечения внимания к самим источникам света. И вообще постарались не отвлекать внимания от главного излишним обилием форм, так что мебель в заведении минимальна, функциональна и до предела проста: табуретки, чтоб сесть, и вешалки, чтоб повесить одежду. Столешница — единственное, к чему направленно привлекается внимание помимо кухни — разрисована, как родная школьная парта: она и развлечение в ожидании заказа, и выгодный «инстаграмный» фон для самой еды, когда ее подадут. Кроме того, она приятна тактильно: эпоксидная резина — теплый и живой материал.

 

Отдельно следует сказать о зеркале в туалете: в связи с экономией пространства под нужды кухни и зала, санузел получился откровенно мал. Мы придумали и сконструировали туда зеркало, основанное на эффектах того же дихроика, создающего, в зависимости от угла зрения, неожиданные цветовые и пространственные эффекты. К тому же зеркало ответило запросу заказчика — стало «инстаграмным», как и столешница.

© Алиса Кауфман
© Алиса Кауфман

В процессе реализации в проекте мало что изменилось, да это и неудивительно (при таких-то объемах помещения!). Скажем так: пришлось, как водится, немного отступиться от более технологичных материалов в пользу более доступных да потерять немного от проектного эталона в процессе строительства и производства оборудования...но в этом объекте мы, определенно, убили сразу много важных зайцев. Если не всех, тем интереснее будет работать над новыми объектами этой ресторанной сети. 

Итак, мы хотели сделать «Гёза Мазая» как фотографию ночного Токио на длинной выдержке — атмосфера и ничего лишнего. И мы надеемся, что в целом нам это удалось. 

читать на тему: