Жилой район «Речной порт» в Тюмени
Тюменский порт — бывший центр сибирского речного пароходства — один из модельных примеров «увядания» промзоны. Водный транспорт давно вытеснен автомобильным и железнодорожным, да и на расчистку фарватера малых рек средств областного бюджета не хватало много лет. Поэтому власти города приняли закономерное решение о реновации площадки.
2018–2021
реализация:
2020–2030
площадь участка: 4,4 га
жилье: 106,4 тыс. м2
коммерция: 11,9 тыс. м2
паркинг: 15,3 тыс. м2
Брусника
Северный участок (этап 2)
площадь участка: 4,5 га
жилье: 62,7 тыс. м2
коммерция: 26,7 тыс. м2
паркинг: 5,8 тыс. м2
«На Западе стадия мастер-планирования обязательна — в ней активно участвуют муниципалитет и общественность. В России это не так — градкодекс фактически дает возможность строить все, что не противоречит действующим нормативам. Тем не менее мастер-план для нас важный инструмент при создании новых проектов, — говорит Барт Голдхоорн, главный архитектор компании Брусника. — Мастер-план — это модель развития территории, которая позволяет нам прогнозировать ТЭПы без излишней детализации.
Например, мастер-план дает возможность делать архитектуру жилого района разнообразной. У человека не должно быть ощущения, что он живет в огромном муравейнике, где все одинаковое. Не должно быть доминирующей эстетики — наоборот, нужно предоставлять выбор: у каждого человека свои предпочтения. Это связано с эмоциями, чувствами. Люди могут даже сами этого не осознавать: говорить, мол, «мне нравится, что очень много зелени», или «детские площадки хорошие». Но на самом деле чувствовать, что они живут в среде, в которой у каждого дома есть своя идентичность».
Прекрасная иллюстрация этого подхода — проект нового жилого района на месте речного порта в Тюмени. Переосмыслением сценариев использования этой территории сегодня занимается как раз компания Брусника, и к 2028 году она намерена возвести здесь несколько среднеэтажных кварталов, башен и урбан-вилл.
Новый «Речной порт» строится по мировому экостандарту BREEAM Communities. Это значит, что работа над мастер-планом территории предусматривает проведение экологических, акустических, социологических, демографических и историко-культурных исследований, ветро-, шумо- и энерго моделирования, создание транспортной карты с новыми пешеходными и велосипедными маршрутами, а также вариантами решения проблемы загруженности дорог (от пересмотра сетки улиц до режима работы светофоров). К проектированию Брусника привлекла жителей, администрацию, местные сообщества, владельцев соседних земельных участков и других девелоперов. Все для того, чтобы сформировать сбалансированную городскую среду, учитывающую интересы каждой из этих групп, исторический и культурный контекст локации.
Так, компания намерена сберечь дух места, сохранив некоторые артефакты речпорта: например, старую причальную стенку и два портальных крана на рельсовом ходу — „Ганц“ и „Альбрехт“. Первый переедет ближе к жилым домам, второй станет частью нового общественного пространства на береговой линии.
Над мастер-планом и архитектурой кварталов вместе с Брусникой работала команда зарубежных экспертов. Южная часть района, удаленная от реки, будет напоминать европейский город с равномерной сеткой улиц, средне-этажной застройкой и приватными дворами. Дома разных типологий свяжет площадь, а доминантой и городским ориентиром станет 24-этажная башня.
Фронт Госпаровской улицы составят односекционные дома. Такое решение позволит минимизировать контраст новых и существующих зданий и вовлечь расположенные здесь объекты культурного наследия в пространство улицы.
В северной части района появятся дома переменной высотности, пешеходная торговая улица и набережная. Обращенные на сторону последней магазины и кафе станут центром притяжения жителей и позволят подчеркнуть центральную роль реки.
В городскую ткань ревитализированная территория «Речного порта» будет вписана с помощью велосипедной и транспортной сети, а также с помощью зеленого парка вдоль набережной. Эта часть городской прибрежной зоны будет благоустроена в несколько этапов и войдет в зеленый каркас Тюмени, соединив новый район с центром города.