Цифровая агора. Проект Presense для российского павильона в Венеции как критика конституционной «реформы»
Один из самых провокационных проектов на конкурс OPEN! для российского павильона в Венеции на архитектурную биеннале этого года подало объединение Presense — Глеб Папышев, Лиза Доррер, Игорь Сладольев, Артем Никитин и Света Горлатова, нашедшие друг друга в Институте «Стрелка», где проходили обучение в рамках программы «Новая норма». В своих спекулятивных проектах ребята в основном исследуют последствия внедрения в повседневность искусственного интеллекта и других цифровых технологий.
По формату их конкурсный проект намеренно мимикрирует под научную статью: тут есть «Ключевые слова», «Аннотация» и главка «Теория». На встрече «РИЛИ ОПЕН!», собравшей некоторых участников конкурса OPEN! в конце февраля, представители объединения рассказали о себе и своей идее павильона так:
«Мы занимаемся исследованиями на основе методологии, которая называется sandbox design (проектирование регулятивных песочниц) — мы берем некую гипотезу или технологию и погружаем ее в экстремальную среду, пытаемся ее "ускорить" и понять, как она может работать и какие у нее есть скрытые стороны. В контексте павильона нам было интересно посмотреть, что такое открытость, увидеть, готовы ли мы правда быть открытыми и работать все вместе. Мы много говорим о демократичности, инклюзивности, открытости, но для нас было очень важно не то чтобы критиковать эту повестку, а скорее задать некоторые вопросы: как мы готовы на самом деле взаимодействовать? Что такое открытое? Что такое хаотичное? И при этом мы хотели не просто ставить вопросы, а создать некое решение и погрузить его в эту экстремальную среду, где мы сможем "разогнать" демократические процессы до около-абсурдной ситуации».
Что ж, вполне легитимный подход для спекулятивного проекта.
Злободневности ему добавила привязка к процессу внесения путинских поправок в конституцию Российской Федерации, который был запущен в середине января, — участники как раз застали это событие в ходе работы над проектом. Даже верстка заявки отсылает к российскому триколору. Участники Presense считают, что дух времени в России определяется конституционной реформой, которую они называют непрозрачной (кому-то вообще ближе такие определения этого процесса как демонтаж конституции или конституционный переворот — прим. ред.). В ответ на заявленную организаторами конкурса необходимость реформировать российский павильон как институцию, авторы проекта предлагают считать российский павильон в Венеции «регулятивной песочницей», в которой отрабатывается создание учредительного документа (только не для страны, а для павильона, который уподобляется политии) в ходе максимально открытого, до абсурда прозрачного процесса — в пику мутному процессу, в реальности разворачивающемуся в России. Будущая конституция должна описывать юридические, политические, бюрократические, реставрационные и идеологические действия, допустимые в павильоне и сведенные в единую систему, письменное описание которой получит статус конституции, если на это согласится большинство избирателей.
Формат регулятивной песочницы выбран для того, чтобы авторы проекта — Presense — не играли роль условного «государственного органа», а были бы скорее медиаторами, помогающими стимулировать гражданскую инновационную активность в контролируемой экспериментальной среде. Таким образом, Presense самоустраняются, а павильон становится новой агорой — цифровой платформой, где происходит демократический и открытый обмен мнениями, который завершится созданием текста конституции павильона на ближайшие 10 лет, его сгенерирует искусственный интеллект. Почему писать конституцию доверят машине? Чтобы ни один человек (орган) не оказывал влияния при непосредственном написании текста и создании правил. Так можно исключить намеренное искажения смысла, пристрастность и злой умысел. Голосовать за проект конституции сможет кто угодно — достаточно заранее зарегистрироваться онлайн.
Как же по версии Presense физически устроена цифровая агора? В главном зале павильона на стенах развешаны одинаковые телеэкраны, каждый из которых зарезервирован за одной из команд-участниц конкурса OPEN!. Каждый экран — это канал коммуникации, работающий 24/7 и транслирующий контент той команды, которой он предоставлен. Presense сравнивают это поле экранов с коллаборативным проектом Pixel Wars, затеянным сайтом Reddit в 2015 году. Тогда за одним пользователем закреплялся один из миллиона пикселей на полотне размером 1000×1000 пикселей, и разные участники объединялись, чтобы создать какое-то цельное изображение — так на этом поле в море пиксельной какофонии появились десятки картинок, например, Мона Лиза и национальные флаги.
По аналогии с Pixel Wars у участников круглосуточной трансляции в российском павильоне есть возможность объединиться и выдать какое-то содержательное послание, которое будет зафиксировано в текстовом формате и может войти в итоговый текст конституции. Одно уточнение: за командой архитекторов, реализующей проект реконструкции павильона, также закреплен один из экранов — ее голос не должен быть слышен громче других. Местоположение «офиса» этих архитекторов неизвестно (т. е. в павильоне нет специально обустроенной рабочей зоны, хотя в конкурсном ТЗ говорилось, что ее необходимо предусмотреть).
Еще в одном из залов павильона, оборудованном подобно офису, устанавливается несколько стационарных компьютеров, подключенных к экранам в главном зале, так что любой посетитель павильона сможет сесть за один из них и вступить в разговор с любым бюро-транслятором. Дополнительную прозрачность процессу сообщают установленные по всему павильону камеры видеонаблюдения и за происходящим в нем любой желающий сможет наблюдать онлайн (прямо как за нашими избирательными участками). По окончании биеннале к полученным видеозаписям применяются алгоритмы машинного обучения, которые позволят автоматически сгенерировать фильм, передающий «не-человеческое восприятие события» — нечто вроде объективной картинки.
По словам ребят, их проект — это эксперимент, придуманный для того, чтобы посмотреть, насколько архитектурное сообщество может существовать как коллективная идентичность. «Это не про борьбу мнений, не про индивидуальные бюро, а про возможность сплочения и создания чего-то общего, — сказал Глеб Папышев в ходе скайп-сессии с ПР. — Когда мы подавали наш проект, мы понимали, что подаем неформатную вещь, но нам не хотелось поступаться идеями ради того, чтобы вписаться в формат, который, возможно, сработал бы лучше».
Материал подготовила Ася Белоусова