Художественное оформление церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи

расположение:

Сочи, стадион «Фишт»

текст: Александр Острогорский

фото: Ральф Ларманн

проектирование:

2021-2014

опубликовано в:

ПР72

авторы проекта:

креативный продюсер и автор сценария: Константин Эрнст
режиссер-постановщик и автор сценария: Андрей Болтенко
главный художник и автор сценария: Георгий Цыпин
команда George Tsypin Opera Factory: Роб Биссингер, Йозеф Юсупов, Натан Хеверин, Артурс Виртманис, Боб Пизоха, Дэймон Пеллетье, Анита Ла Скала
светопостановка: Эл Гурдон

Церемония стартовала 7 февраля 2014 года в 20:00 по московскому времени и завершилась примерно три часа спустя. На трибунах стадиона «Фишт» в этот момент находилось около 40 тыс. зрителей, а по телевизору за представлением наблюдали, по словам организаторов, 3 млрд человек.

Шоу, получившее название «Сны о России», началось с видеоролика, в котором девочка по имени Любовь читает азбуку: «б» — это Байкал, «в» — вертолет Сикорского, «ё» — «Ёжик в тумане», «к» — Кандинский, «у» — «ушанка» и так далее. Покончив с азбукой, девочка взяла в руки воздушного змея и унеслась ввысь, к проявившемуся в небе полумесяцу — так начался сон.

Под «Половецкие пляски» Александра Бородина над стадионом проплыли одиннадцать «островов», олицетворявших основные географические зоны страны — от центральной России до Камчатки. Затем над стадионом вознеслись пять светящихся звездочек, которые раскрылись и превратились в олимпийские кольца (одно из них не смогло раскрыться, и режиссеры прямой трансляции на российских телеканалах оперативно подставили соответствующий эпизод с записи репетиции).

Основная часть «Снов» — фрагменты культурной истории страны. В начале тройка лошадей плавно «проскакала» над стадионом. За ней на стадион «вплыла» рыба-кит, которая была составлена из разноцветных шаров и конусов, оформленных в стиле дымковской росписи. Через какое-то время рыба-кит распалась на составные части, которые, покружившись в хороводе, сложились в сильно утрированный храм Василия Блаженного. Тут процессия под колокольный звон покинула стадион, уступив место бушующему морю и кораблям — началось строительство Петербурга.

Блеск имперской России иллюстрировал балет по мотивам первого бала Наташи Ростовой. Затем в лирическое пространство бала ворвалась «метель», а вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» сменился рондо из Concerto Grosso № 1 Альфреда Шнитке  началась новая эпоха. Стадион залил кроваво-красный свет, и под композицию «Время, вперед!» Георгия Свиридова на сцену вывалила толпа людей в окружении причудливых механизмов, чей дизайн недвусмысленно отсылал к эстетике авангарда.

Не забыли авторы и о сталинской эпохе, символом которой по праву стали мухинские «Рабочий и колхозница». Завершился экскурс в историю России энергичными и романтичными 1960-ми: масштабное строительство, космос, бэби-бум, молодость, буги-вуги, танцоры выстраиваются в неаккуратный круг, в очертаниях которого безошибочно угадывается МКАД…

Конечно, в программе церемонии присутствовали и обязательные для всякого открытия Олимпиады части — торжественные речи, парад команд, представление «Голуби мира», вынос флагов, зажжение огня и т. д.

Люди отнеслись к шоу по-разному. Но, кажется, только очень предвзятый зритель не увидел бы в открытии большого творческого успеха. Выбор в пользу такого пунктирного повествования с акцентом на наиболее значимых эпизодах русской истории таил в себе определенную опасность — можно было скатиться в пошлость, «открыточность». Однако получившийся Gesamtkunstwerk можно в любой момент времени остановить и разобрать по частям: свет, звук, танцы, костюмы, видеопроекции – все имеет смысл и не случайно. Выбранный для каждого эпизода язык – тонкий баланс между узнаваемостью образов и их новой аранжировкой. Пожалуй, такое шоу мог сделать лишь человек, много лет не живущий в России: Георгий Цыпин вспоминает свою родину, как вспоминают о близких людях, с которыми не виделись десятки лет, — у них, конечно, есть недостатки, бывало, они ранили нас, но в памяти остается только обобщенный образ, вызывающий умиление. 

читать на тему: