Кластер «Суперметалл» в Москве
Недавно открывшийся в Москве, но уже привлекший к себе много внимания кластер «Суперметалл» замечателен не только эффектными брутальными интерьерами, но и тем, что здесь в очередной раз переосмысляется организация рабочей среды.
Москва, 2-я Бауманская, 9/23
фото: Илья Иванов
2019-2021
реализация: 2022
Команда Алексея Капитанова
YoYo bureau/ Мария Яско
идеолог проекта: Алексей Капитанов
Территория «Суперметалла»—часть ЦНИИ чермета им. И. П. Бардина. Находясь недалеко от метро «Бауманская», совсем рядом с будущим новым научным кампусом МГТУ, квартал объединил и разные архитектурные стили—от сталинского ампира до современного,—и разные рабочие форматы. Объединил, кстати, в буквальном смысле: в любой из корпусов «Цех», «Лаб» и «Гараж», сохранивших исторические названия, можно попасть не выходя на улицу, через цокольный этаж. Название «Суперметалл» тоже осталось от предыдущих собственников, и его решили остроумно обыграть в материалах и айдентике: логотип нового кластера стилизован под элемент таблицы Менделеева.
Развитием кластера занимается команда девелопера Алексея Капитанова, хорошо известная в Москве проектами «Хлебозавод No 9» и «Красная стрела». Несколько зданий предлагают разный формат—от солидных штаб-квартир до небольших шоурумов, при этом доступ ко всей инфраструктуре получают не только те компании, которые могут позволить себе офисы класса «А», но и маленькие креативные команды, которым для работы достаточно 20 с небольшим квадратных метров. Инфраструктура же прежде всего привлекательна публичными городскими пространствами: например предполагалось, что в лобби основного здания «Цех» могут попасть как резиденты «Суперметалла», так и просто желающие осмотреться. Точь-в-точь как в современных креативных отелях по всему миру, в которых давно принято не сидеть взаперти в номерах (имеющих тенденцию делаться все меньше), а работать и проводить свободное время в общественных зонах, где можно завести новые знакомства и менять обстановку по настроению.
В центре лобби расположен сад из многолетних крупномеров: часть из них была вывезена из закрывшейся в Пушкине частной оранжереи и больше года ждала окончания стройки в импровизированной теплице во дворе. В прошлом здание использовали как помещение для разработки специализированных сплавов, поэтому в наследство ему достались огромная (10 метров) высота потолков и довольно брутальный индустриальный характер, которые архитектор «Џеха» Мария Яско, с одной стороны, подчеркнула материалами, а с другой—смягчила плавными формами и волнообразной планировкой. Перед ней стояла задача наполнить «Цех» новыми функциями: выделить место под небольшие, открытые взорам гостей пространства офисов-шоурумов, переговорных, кафе и коворкинга.
Изначально цех представлял собой масштабное, пустое, вытянутое в длину помещение без перекрытий с высокими потолками и оконными проемами, заложенными стеклоблоками. При этом именно фасад находился под охраной как памятник архитектуры, поэтому проемы раскрыли, а зеленоватые стеклоблоки заменили на новые прозрачные—это сразу впустило в интерьер много света. Массивные дубовые двери, в свою очередь, полностью повто- ряют первоначальный проект советского времени: их Мария Яско восстановила по архивным чертежам. Так же бережно обошлись со стенами и кровлей с треуголь- ного сечения световым фонарем по центру—металлические профили очистили, бетонные поверхности законсервировали, дополнив их индустриального вида материалами: прокатной сталью, часть которой искусственно состарили на манер кортеновской, и бетоном, из которого здесь отлиты многочисленные криволинейные объемы.
Особенность планировки «Цеха»—мягкая извилистость центрального маршрута, который вьется между объемами офисов и переговорных, отлитых из бетона кашпо для крупномеров и мягких диванов. Вторит этой линии и пластика антресольного этажа, по которому можно пройти вдоль всего «Цеха». К тому же наверху расположился дополнительный ряд небольших офисов.
Необычна и целевая аудитория «Суперметалла»: микс из технологичных компаний, обитателей обычных бизнес-центров и представителей креативных индустрий. Чтобы этого добиться, команда «Суперметалла» отбирает резидентов по принципу «органичности для общей среды». Так, к примеру, в «Суперметалле» расположилась международная студия медиадизайна Generative Gallery от Radugadesign. Свой «офис» студия трансформировала в тотальную аудио-визуальную интерактивную инсталляцию собственного производства. Она реагирует на хештег, отправленный через Twitter, а также популяризирует NFT в России.
Нестандартно позиционирует себя продюсерская Spasibo Studio, которая занимается организацией работы и продвижением ведущих российских художников.
На месте своего офиса студия представила публичный шоурум, выполняющий несколько функций: продажа тиражных объектов художников, экспозиционное пространство, где выставлены произведения искусства, и места для работы сотрудников.
«Мы построили рабочее пространство по принципу отеля, у которого есть масштабное открытое лобби, выполняющее функцию места общего пользования. Здесь можно проводить переговоры, устраивать модные показы, позиционировать новые технологичные продукты и так далее. Такое открытое по своему коду пространство подходит не для всех, в основном это представители новых креативных и/или технологичных индустрий»,—говорит о концепции Алексей Капитанов.
Тем не менее в первые месяцы после начала работы «Суперметалл» привлекал абсолютно всех—и наверное, так и задумывалось, именно в этом была ценность и уникальность проекта для города. Однако поток желающих приобщиться к новому месту, оккупировавших диваны и снимающих клипы для соцсетей, оказался слишком велик: творческие арендаторы, которых изначально привлекла открытость нового кластера, возроптали. Теперь «городское лобби» будет доступным только для резидентов, их гостей и тех, кто «пришел целенаправленно поработать», то есть функционировать в формате обычного коворкинга. Идеи свободы, открытости и равенства в современной России не прижились.