Сценография спектакля Black & Simpson в театре «Практика»
Античный театр поначалу был скуп на декорации и бутафорию: маска, котурны, алтарь посередине, в крайнем случае еще расписной задник. Актеры римского театра давали представление уже на фоне монументального, сложенного из камня проскения, изображавшего фасад многоэтажного здания. Дальше – барочный театр с многослойными, часто движущимися декорациями и спецэффектами вроде машины ветра. Модернизм «освободил» сценическое пространство от избыточной декоративности: искусство сценографии устремилось к функциональности, искусство бутафории – к минимализму. В современном театре случается всякое (экономия выразительных средств нередко обусловлена экономией бюджета), но аскетический подход к сценографии – это и мейнстрим, и бонтон: по словам одного современного театрального художника, «как и в хорошем дизайне, на театральной сцене не должно быть лишнего».
В спектакле Black & Simpson, идущем на сцене модного театра «Практика», сценография сведена к минимуму, и дело тут не только в том, что команда театра чувствительна к дизайну и всегда и везде стремится соответствовать принципу less is more. «В основе текста Black & Simpson – трагедия, и она будто присутствует на сцене все время, а вместе с ней два актера, – поделился со мной архитектор Юрий Григорян, являющийся автором этой сценографии. – Декорация должна работать для двух человеческих тел: мы даем им не просто фон, а предмет сугубо утилитарный, и актеры могут использовать его как хотят. Это инструмент для диалога, но также и вызов для актеров, так как эту декорацию не получится проигнорировать. И в этом, с моей точки зрения, должна быть вся сценография».
«Утилитарность» театральных декораций – не то чтобы собственное изобретение «Практики» или бюро «Проект Меганом». Например, мюнхенская театральная художница Катрин Брак разбрасывает по сцене огромные куски поролона, которые одновременно служат и декорацией, и реквизитом: актеры карабкаются по ним, переносят их по сцене, кидаются ими друг в друга и т. п. Декорация в спектакле Black & Simpson – это именно архитектура: статичная конструкция, на которой можно сидеть и лежать, но которая не является мебелью. «Идея декорации как разделяющего и связывающего предмета для двух актеров пришла в первом же разговоре. Такое решение для пространства небольшой сцены дает уникальную возможность попробовать поженить архитектуру и театр», – сообщил Григорян.