Станция метро «Мневники» в Москве
Одна из самых эффектных станций современного московского метрополитена, вдохновленная образами русского авангарда.
Москва, улица Нижние Мневники
фото:
Илья Иванов
2016-18
реализация:
2018-2021
16 864,5 м2
АБТБ
Тимур Башкаев, Вера Иорданова
инженерия:
«Инициатива Инжпроект»
шрифты:
ABC design
Дизайн станции выбрали в ходе открытого международного архитектурного конкурса, который проводился Москомархитектурой. Изначально станция планировалась с двумя платформами берегового типа и одним двухпутным тоннелем посередине. Однако, после того как было принято решение строить более традиционную для Московского метрополитена островную платформу, изначальная конкурсная концепция претерпела заметные изменения, сохранив тем не менее задуманный, вдохновленный искусством русского авангарда, немного театрализованный образ с лаконичными цельными объемами и активным противопоставлением монохромных оттенков и больших поверхностей красного цвета.
Присущие авангарду элементы можно увидеть и на эскалаторном спуске: это красные «брусья» на потолке и светильники в виде металлических треугольников. Наземные вестибюли с панорамным остеклением также оформлены в контрастных цветах: ярко-красные арки и темные фасады, облицованные имитирующими бетон керамическими поверхностями ARCHSKIN.
Центральную часть платформы украсила арка, похожая на картину Казимира Малевича «Красный квадрат». Эффект трехмерного пространства создают светящиеся черно-белые трубы общей длиной около 150 метров. Устремленные вперед, они, по идее авторов проекта, символизируют скорость и движение поездов. Светильники хорошо освещают платформу и убирают в тень стены и потолок, что создает необходимый драматический контраст ограждающихся плоскостей станции и яркого обьекта в центре. Обращает на себя внимание очень высокий потолок — такого в станциях подобного типа еще не было.
Ведущая роль в концепции отведена комбинации материалов и освещению. Ключевым материалом в отделке стал архитектурный бетон лицевого монолита и панелей, что для нетипично для московского метро. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита.
Шрифтовое оформление станции выполнила команда ABCdesign. Название дублируется на путевой стене, может показаться, что это сделано для красоты, но есть и практический смысл: большие буквы будут видны над вагоном поезда, прибывшего на станцию, а пассажиры внутри смогут увидеть надпись, сделанную более мелким шрифтом, через окна.