В гостях у науки: Лунариум в Московском Планетарии

В Московском Планетарии после реконструкции открылся обновленный Лунариум, интерактивный музей, рассказывающий просто о сложном – о Земле и Вселенной.

расположение:

Москва, Садовая-Кудринская улица, 5

фото: Василий Буланов

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2019-2021

реализация: 2021-2022

площадь:

1790м2

авторы проекта:
PSCulture

Юлия Наполова, Елизавета Цаплина, Анастасия Мохова, Екатерина Давыденкова

мультимедиа решения: Edisson Lab

световой дизайн: «YarkoYarko»

техническое проектирование экспонатов: «Резкарезка»

Сразу за входом в Лунариум висит цитата Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму!». Крылатое изречение идеально описывает интерактивное обучение в музее, где множество природных явлений, довольно сложных для детского восприятия, можно буквально потрогать руками или принять самое активное участие в их создании: запустить цунами, сделать облако, попробовать на себе эффект землетрясения, методом подбора понять, какие материалы глушат радиоволны, или сымитировать деятельность гидроэлектростанции.

Идея обучения через действие — не новая и активно практикуется во всем мире. Даже привычные советским школьникам лабораторные опыты по химии и физике, все эти колдовские действия над пробирками, которые к сожалению всех детей убрали из школьных программ, — явление одного с интерактивным обучением порядка. Современным детям слишком мало дают делать самим: им рассказывают, показывают, позволяют нажать на кнопку, запускающую очередную демонстрацию, но не вовлекают их активно в процесс. В результате мало кому удается надолго удержать детское внимание. «Мы заигрались с детьми, бесконечно их развлекая, никого уже ничем не удивишь, — говорит куратор Лунариума Ольга Тимофеева. —  Здесь не развлечение, здесь процесс познания и созидания. Большинство наших инсталляций требуют самого активного взаимодействия: прежде чем получить результат, приходится потрудиться. Дети крутят рычаги, накачивают воздух, управляют луноходами — они вовлечены и через это узнают мир и явления природы».

Планировка верхнего уровня
Планировка верхнего уровня
Планировка нижнего уровня
Планировка нижнего уровня
Вид Лунариума до обновления
Вид Лунариума до обновления

Первый интерактивный Лунариум появился в 2011 году, когда московский Планетарий открылся после 17 лет запустения и забвения. Несмотря на то, что детям понравилась сама идея экспонатов, которые не только можно, но и нужно трогать, пространство было сделано неудобно, а главной неудачей были два входа на разные уровни, из-за чего многие посетители уходили, посмотрев ровно половину экспозиции и даже не догадываясь о второй.

Решить эту проблему, рассказать о сложном в игровой форме, структурировать этот рассказ, обновить дизайн, завлечь и увлечь посетителей помогла новая грамотно выстроенная экспозиция, разработанная Юлией Наполовой и ее студией PSculture совместно с Московским Планетарием. В наследство от первого Лунариума им досталось 59 экспонатов, еще порядка 30-ти были сделаны заново — и все это надо было разместить так, чтобы выстроилась логичная история. Пространство вышло и детским, игровым, и при этом довольно строгим, научным. Легкий приветливый характер ему придают плавные линии, постоянно повторяющиеся в дизайне всего — от перегородок до экспонатов; цвет, которого здесь много, но он не броский и нарочито веселый, как на детских площадках, а добавлен в виде необходимых акцентов; обаятельная инфографика и шрифты. За серьезный, немного «лабораторный» характер отвечает преобладающая светлая гамма, тщательно выстроенное освещение и круглые, чем-то похожие на колбы витрины.

«Нам досталось большое наследство экспонатов, и важно было придумать, как их расположить, чтобы была понятная логика движения, чтобы было просто и интересно. И мы предложили Планетарию разделить небо и землю, потому что хоть музей и космический, но реально половина экспонатов посвящена земным явлениям», — описывает появление концепции Юлия Наполова.

Входная группа выполнена в виде земного шара, первый уровень — посвящен Земле: здесь и возникновение жизни, от одноклеточной до разумной, и научные открытия, и природные явления, которые можно моделировать с помощью обучающего оборудования. Ниже расположен уровень, посвященный познанию Вселенной, темный, мерцающий, как космос. Такая логика экспозиции (Земля наверху, космос внизу), подсказаны в первую очередь архитектурой здания: верхний этаж имеет окна и залит светом, а нижний — темный и вполне «космический».

Фото: Московский планетарий
Фото: Московский планетарий

На каждом из уровней есть главные, притягивающие внимание экспонаты, они же выстраивают пространство, создавая акценты и оси. На уровне Земли это большой медиаэкран, рассказывающий историю от первых бактерий, и великолепная интерактивная таблица Менделеева, демонстрирующая, что получается в результате смешения разных элементов. Сборные модули с экспонатами выполнены из панелей природных цветов и дополнены вставками паттернов. Не забыта и столь важная для детских пространств тактильная составляющая — все панели отличаются по фактуре: их поверхности глянцевые, матовые и перфорированные. Пол сделан из мармолеума с инкрустациями, а на потолке расположились «облака» — фетровые акустические панели и акцентные цилиндрические светильники, поддерживающие общую геометрию пространства.

Световое решение, за которое отвечала студия светового дизайна «YARKO» играет особую роль в атмосфере Музея. В первых залах, рассказывающих об истории Земли и науки, свет очень теплый, далее по ходу движения по экспозиции от земли к воздушным явлениям он градиентом становится холоднее. Мы словно отрываемся от Земли в атмосферу, чтобы создавать облака и изучать смерчи. Эта игра со светом очень тонкая, почти неуловимая, считывающаяся не глазом, а скорее на уровне ощущений, но прекрасно задающая нужную атмосферу.

Особое освещение сделано и на лестнице, которая играет роль своего рода перехода, портала между «Землей» и «Космосом»: оно переливается, создавая таинственное настроение пространства. «Нас словно затягивает из реальности в космические глубины. Этот эффект реализован за счет специальной насадки, сделанной у нас в студии», — говорит светодизайнер Дарья Новикова, партнер бюро «YARKO».

Сквозной темой музея, соединяющей уровни планеты и космоса, является небо. Архитектурно это обыграно с помощью атриума, объединяющего этажи, в центре которого размещена объемная эффектная луна — символ Лунариума, а над ней видно настоящее небо. Нижний уровень музея переносит за слои атмосферы, в космический вакуум: цвета Земли сменяются монохромной палитрой открытого космоса, характер отделки становится более интенсивным. Металлизированные полусферы насыщенных оттенков имитируют планеты, золотая окантовка отсылает к элементам оснащения космических кораблей, а инкрустация мармолеума на полу показывает траектории движения небесных тел.

«Этот уровень изначально был довольно неудачен по пропорциям: широкий и с небольшой высотой, по ощущениям как парковка, но никак не музей, — делится архитектор экспозиции Юлия Наполова. — Черный цвет и сияющие лампочки под потолком, имитирующие россыпь звезд, помогли нам успешно скрыть этот дефект».

Инсталляция из лампочек на потолке создает эффект полного погружения в космическое пространство: над головой самое настоящее звездное небо, на котором глаз выхватывает знакомые созвездия. Конечно, это не карта звездного неба, но созвездия, сделанные из чуть более крупных и ярких светильников, прорисованы совсем по науке. «Если присмотреться, то часть звезд на нашем искусственном небе холодные, а часть теплые, это позволило нам создать больше живости, некоторого мерцания, которым так прекрасно небо. На самом же деле настоящие звезды все холодные», — делится светодизайнер Дарья Новикова.

На центральной оси нижнего уровня находятся два ключевых экспоната: Теллурий и подвешенный к самой высокой точке пространства Маятник Фуко, позволяющие воссоздать знаменитый астрофизический эксперимент. Несмотря на четкое разделение тематики экспонатов, Лунариум позволяет свободно и комфортно исследовать пространство — каждый может выстроить свой маршрут.

Практика показывает, что дети проводят здесь около двух часов: за меньшее время не успеешь попробовать на себе даже половину экспонатов. А ведь хочется повторить, чтобы как следует разобраться! Кроме экспонатов для посетителей предусмотрены лекторий, библиотека, кофепойнт и детская площадка с симпатичной космической ракетой.

читать на тему: