Реально. Супер. Выставка «Москва. Реальное» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева
Выставка, открывшаяся этим летом в анфиладе главного дома усадьбы Талызиных, — своего рода архитектурная летопись столицы за последнее десятилетие. А еще — редкое по своей точности и буквальности воплощение в архитектуре экспозиции условного технического задания.
Пока выставка только анонсировалась, казалось, что для фото и рендеров 30 с небольшим объектов анфилада музея — это чересчур претенциозно, и гораздо органичнее подобная экспозиция смотрелась бы в «Руине» или Аптекарском приказе, других корпусах того же музея. Но Агния Стерлигова и бюро Planet 9, которые уже не в первый раз разрабатывают дизайн для выставок, инициированных Москомархитектурой, снова сотворили чудо. Нечасто приходится наблюдать настолько точное и, простите за тавтологию, реалистичное соответствие архитектуры выставки ее кураторским задачам. «Мы собрали 33 проекта и отдельным, 34-м является сама выставка, — говорил на открытии Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы и автор идеи выставки. — В городе сейчас создается новый культурный слой, совершенно новая архитектура, но она растворяется в огромном мегаполисе. Выставка — это квинтэссенция происходящего в городе. Главная наша цель — сделать работу архитекторов заметной». И действительно: черно-белые фото (с редкими, и оттого особенно впечатляющими вкраплениями третьего цвета), помещенные на белоснежный каркас, словно бы еще одним культурным слоем ложатся поверх интерьеров анфилады; все вместе выглядят цельно, органично и самодостаточно; как будто все, что вместили в себя новые созданные поверхности (включая пол), — это настоящее и реальное. А все, что под ними — уже как бы и нет.
Что же представляет собой этот новый культурный слой по сути? Все ключевые характеристики тоже откровенно лежат на поверхности: яркая, иногда весьма резонансная авторская архитектура и инженерно сложные технические решения. Невозможно не отметить и еще одну важную черту представленных проектов: ко всем так или иначе имел отношение сам Сергей Кузнецов (недаром в репортаже о выставке на archi.ru возникает долгожданный и закономерный, в общем-то, термин «Кузнецовская Москва»). Где-то он выступал непосредственным автором еще до вступления в государственную должность (офис компании «Новатэк», БЦ «Аквамарин» и отдельные корпуса в ЖК «Садовые кварталы» были сделаны вместе с Сергеем Чобаном); где-то — как художественный руководитель команды авторов (парк Зарядье и реконструкция БСА в Лужниках, опять же вместе с Чобаном) или соавтор (Центр художественной гимнастики, кампусы МГУ и МВТУ им. Баумана); где-то — как инициатор конкурсов, результатом которых стали те или иные концепции (помимо Зарядья это Триумфальная площадь, станции метро «Солнцево», «Терехово» и «Мневники», Национальный космический центр, Южный речной порт и штаб-квартира Яндекса). И, конечно же, знаковые большие городские инициативы, в которых главный архитектор не может не принимать участие: «Москва-Сити», застройка бывших промзон заводов ЗИЛ (ЖК «ЗИЛ-арт»), «Серп и молот» (ЖК «Символ» от ATRIUM), Бадаевского и «Большевик», развитие Сколково и ВДНХ. При этом каждая скромно представлена в основном одним, максимум двумя, наиболее показательными проектами. Например, на «Большевике» это Музей русского импрессионизма (John McAslan & Partners), в Сколково — университет Skoltech (Herzog&de Meuron) и Технопарк Сбербанка (Zaha Hadid Architects), на ВДНХ — павильон «Росатома». Показательны они в том смысле, что отражают другие важные тренды в московской архитектурной политике: ориентированность на привлечение иностранных звездных бюро (добавьте сюда проекты Ренцо Пьяно, MVRDV, Nikken Sekkei и колонну западных архитекторов в Москва-Сити) и выбор автора-архитектора через конкурсы (кроме вышеупомянутых проектов — например, реконструкция ГМИИ им. А.С. Пушкина бюро «Меганом»).
К слову, линия реконструкций тоже представлена достаточно фактурно: это и ГЭС-2 (RPBW + APEX), и Дом Наркомфина («Гинзбург Архитектс»), и ЖК «Бадаевский» (Herzog&de Meuron + APEX), и вышеупомянутые Лужники (СПИЧ). Хотя кажется, что подобных образцовых проектов переосмысления — особенно в естественном противопоставлении симулякрам «лужковской Москвы» — могло бы быть больше. Однако их место в списке выставочных экспонатов отдано новым девелоперским проектам: БЦ «Академик» и «Земельный» (UNK), ЖК «Бродский» и «Кутузовский XII» («Цимайло Ляшенко и Партнеры»), ЖК Cameo Moscow Villas (WALL). Видимо, тем самым подчеркивается, во-первых, «заметность» авторской архитектуры в том числе в наиболее коммерциализированных сегментах рынка, во-вторых — плодотворность сотрудничества города с компаниями-застройщиками, в результате которого и получаются подобные яркие вещи.
Однако вернемся к форме подачи. «На выставке мы рассказываем о современной архитектуре с помощью фотографии. По сути, рассказываем об искусстве с помощью искусства, — сформулировала ключевую идею куратор Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры. — Ожидаю, что выставка окажется популярной, ведь фотография – это современная живопись». И как бы ни приелась профессиональному сообществу поках архитектурных проектов в виде планшетов, привлечение большого количества талантливых фотографов с индивидуальным, опять же авторским почерком (Сергей Пономарев, Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин, Константин Антипин) и изготовление, пусть и точечное, нескольких макетов в единой стилистике (естественно, белоснежных) превратило банальный прием если не в искусство, то в искусный и эффектный жест.
Который, повторимся, своей чистотой и графичностью не просто отстраняет содержимое выставки от классических интерьеров музея, но сводит их к мерцающему призраку прошлого, который в конце концов оказывается полностью поглощен образом будущего: в так называемой «зеркальной комнате» — небольшом проходе из одного зала в другой (именно здесь есть полный список всех объектов выставки с геотегами и метками) — картографические линии словно «засвечивают» предыдущие слои и пишут историю заново. И если выставка — квинтэссенция происходящего в городе, то «зеркальная комната» — квинтэссенция выставки. Будущее поверх прошлого. Реальное поверх уже менее нереального, так что даже рендеры пока еще нереализованных объектов смотрятся убедительно (они начинаются как раз в «зазеркалье»). Но устойчивость, как известно, заключается не в подмене одного другим, а в развитии одного на фундаменте другого. Так что придется нам развиваться, опираясь на то, что есть, каким бы оно ни было. И как же хочется, чтобы через 10 лет «совершенно новая архитектура» была отчетливо заметна не только на выставке, но и в том «огромном мегаполисе», в котором она сейчас растворилась.